В 2001 году (уже почти двадцать лет назад!) в широкий прокат вышла романтическая комедия французского режиссера Жана-Пьера Жене «Амели». История о изобретательной мечтательнице и оптимистке Амели Пулен пришлась по вкусу как кинокритикам, так и обычным зрителям, а музыканту Яну Тьерсену, который создал саундтрек, картина принесла мировую популярность.

Фильм получил премии Британской академии, «Сезар», стал лучшим в четырех номинациях по версии Европейской киноакадемии, однако получить главную статуэтку, «Оскар», авторам не удалось.

В августе 2013 года появилась новость о перерождении «Амели», но уже на сцене музыкального театра. Об этом стало известно из публикации на официальной странице в Facebook инди-фолк-группы Hem. Музыкант коллектива Дэниел Мессе сообщил, что вместе с либреттистом Крейгом Лукасом и автором текстов Натаном Тайсеном он приступает к созданию адаптации всеми известного фильма для сцены Бродвея.
Позже Мессе заявил о том, что в постановке не прозвучит ни одна мелодия из оригинального фильма — для мюзикла Дэниел Месс напишет абсолютно новый музыкальный материал. «Тирсен — хороший композитор, но мы с ним совсем не похожи. И парижское звучание меня совсем не интересует. Не думаю, что я когда-либо буду использовать аккордеон в своих сочинениях», — цитировали СМИ слова музыканта.

Мировая премьера шоу, режиссером которого стал Пэм МакКиннон, состоялась спустя два года, в сентябре 2015-го, в Калифорнии на сцене Berkeley Repertory Theatre. Главная роль досталась британской певице и актрисе Саманте Баркс, известной по фильму 2012 года «Отверженные».

Прежде чем попасть на Бродвей, постановка была представлена на подмостках Лос-Анджелеса. 4 декабря 2016 года начались показы в театре Ahmanson. В актерский состав вошли Филлипа Су, Савви Кроуфорд, Адам Чанлер-Берат, Тони Шелдон, Мануэль Фельчиано, Алисон Симмет и другие. Этот же каст отправился покорять зрителей Нью-Йорка. Предпоказы стартовали на Бродвее на сцене Walter Kerr Theatre 9 марта 2017 года, а официальная премьера состоялась 3 апреля. В этом же году был выпущен каст-альбом с композициями, вошедшими в мюзикл.

Сюжет постановки

Все свое детство Амели провела в изоляции в стенах родного дома. Ее отец, до ужаса боящийся всяких микробов, каждый месяц устраивал дочери медицинский осмотр, однажды по ошибке обнаружив у нее сердечное заболевание, а мать занималась ее домашним обучением. Девочке приходилось придумывать свой мир с воображаемыми друзьями.

Детские годы Амели провела в одиночестве, а общение с отцом сводилось только к ежемесячному обследованию

Однажды ее мать, Амандина, взяла Амели с собой в Нотр-Дам де Пари, чтобы помолиться о будущем девочки и попросить у Бога еще одного ребенка — сына. Но последней просьбе не суждено исполниться — на выходе женщина умирает после того, как на нее с крыши собора падает самоубийца. Смерть Амандины выбивает отца Амели из колеи. В память о любимой жене, он устраивает во дворе импровизированный мавзолей.

Проходят годы, и уже взрослая Амели решает покинуть дом. Она устраивается официанткой в одном из кафе на Монмартре. Большую часть своего времени она проводит с коллегами — владелицей кафе Сюзанной, Жоржеттой и Джиной.

В день гибели принцессы Дианы девушка внезапно обнаруживает в своей квартире тайник, в котором спрятана коробка — клад, какой обычно прячут дети. Она решает найти владельца этих сокровищ. С этого момента она становится анонимным доброжелателем, который приходит на помощь многим людям.

Амели всегда готова привнести элемент чуда в жизнь окружающих, но по ходу сюжета одно из подобных чудес случается и в ее собственной жизни

Реакция критиков

После премьеры мюзикла на Бродвее режиссер оригинальной картины Жан-Пьер Жене остался недоволен шоу. Он долгое время не хотел продавать права на свой фильм, и только спустя десять лет при условии, что вырученные деньги пойдут на благотворительность, он решился на этот шаг.
Сценическую версию «Amèlie» Жене назвал чем-то глубоко отвратительным ему.

В целом, мнения критиков о постановке разделились. Одни хвалили ее за сохранение трогательной истории и хорошую, приятную музыку и тексты. Другие же ругали за несвязное повествование и отсутствие той магии, за которую все так любят комедию 2001 года. По мнению некоторых рецензентов, авторы и актеры оказались заперты в рамках фильма и боятся выйти за его пределы. Одно из замечаний заключалось в несоответствии Парижа сценического Парижу современному — расовое однообразие уже давно ушло в прошлое.

Несмотря на большое количество негативных моментов, мюзикл Amèlie полюбили за рубежом. На сегодняшний момент существуют немецкая, японская, финская версии мюзикла, к постановке готовится австралийская адаптация.

Постановка в Великобритании

11 апреля 2019 года в театре Watermill в городе Ньюбери была впервые представлена британская версия мюзикла. Ее режиссером стал Майкл Фентиман. В оригинальный актерский состав вошли Одри Бриссон, Крис Джаред, Дэнни Мак, Джонсон Уиллис, Джез Анвин, Рэйчел Доусон и другие.

После серии показов шоу отправилось в национальный тур. После его окончания проект в том же составе переехал в Лондон, на сцену The Other Palace. Мюзикл с успехом шел рождественский сезон — с 29 ноября 2019 года по 1 февраля 2020 года.

В отличие от предыдущих версий мюзикла, в британской адаптации отсутствуют сцены с маленькой Амели

В 2020 году постановка была номинирована на театральную премию Лоуренса Оливье в категориях «Лучший новый мюзикл», «Лучшая женская роль» (Одри Бриссон) и «Выдающиеся достижения в музыке». Торжественная церемония награждения была назначена на 5 апреля, но, в связи с пандемией коронавируса, было решено отменить мероприятие и объявить победителей альтернативным способом — каким именно, пока неизвестно.

Помимо «Amèlie» на звание лучшего нового мюзикла в этом году были также номинированы Dear Evan Hansen, Waitress и джукбокс-мюзикл &Juliet. Что из этого списка вы уже успели посмотреть? Кто, на ваш взгляд, заслуживает право стать победителем в этой категории?