Юмористический мюзикл композитора Эндрю Ллойда Уэббера и драматурга Алана Эйкборна о глупом молодом аристократе Берти и его верном слуге Дживсе стал одним из самых провальных шоу в истории лондонского Вест-Энда. Однако, авторы не смогли смириться с неудачей, и спустя 20 лет переработанное шоу всё же сумело растопить зрительские сердца. О нелёгкой судьбе мюзикла Jeeves и его новой версии By Jeeves читайте в этой статье.

История создания шоу

Jeeves

В начале 70-х годов композитор Эндрю Ллойд Уэббер и лирик Тим Райс купались в лучах славы благодаря двум совместным проектам «Иисус Христос суперзвезда» и «Иосиф и его удивительный плащ снов». Следующим мюзиклом тандема должен был стать Jeeves. Идею шоу подал Тим Райс — преданный поклонник творчества П. Г. Вудхауза, а в особенности, цикла его юмористических рассказов об аристократе Берти Вустере и слуге Реджинальде Дживсе. Эндрю Ллойд Уэббер, также с большой теплотой относившийся к произведениям писателя, идею поддержал.

Композитор мюзикла Ллойд Уэббер

Однако, во время работы над черновиком у Тима Райса возникли серьёзные сомнения в том, что ему удастся передать уникальный юмор Вудхауза в своём либретто. Он стал поговаривать об отказе от участия в проекте. Тогда в творческую команду и был приглашён Алан Эйкборн — самый популярный автор британских сценических комедий того времени. Планировалось, что драматург напишет сценарий к шоу, а лирику сочинит Тим Райс, но последний в марте 1974 года окончательно покинул проект. Алан Эйкборн после недолгих уговоров согласился написать лирику для шоу. Это был первый опыт драматурга, как в создании сценария для мюзикла, так и в написании либретто для шоу.

Черновик стихов арии Banjo boy для мюзикла Jeeves

С подачи Алана Эйкборна режиссёром в проект был приглашён Эрик Томпсон, который в прошлом успешно поставил несколько его пьес и поддерживал с ним прекрасные отношения. Основная творческая команда была набрана. Трио впервые собралось вместе в июле 1974 года в Скарборо, чтобы обсудить проект. Каждый был успешен в своём деле, но никто из команды никогда не ставил мюзикл на Вест-Энде. Эта неопытность в дальнейшем сильно сказалась на шоу.
Мюзиклу отчаянно не хватало продюсера, который взял бы шоу в свои руки и умело руководил творческим процессом, такого как Харольд Принс. Но с продюсером постановке не повезло. Несмотря на финансовую поддержку, Роберт Стигвуд совершенно не проявлял интерес к шоу. Его участие в проекте было номинальным. По воспоминаниям создателей мюзикла, они встречались с ним всего пару раз, после премьеры постановки в Лондоне. Всеми вопросами заведовал его заместитель Боб Сваш, который был силён в финансовых вопросах, но слабо представлял творческий процесс создания нового шоу. Он ограничил композитора и сценариста жёсткими временными рамками, поставив тех перед фактом, что кастинг актёров должен начаться в сентябре – октябре 1974 года. Фактически, кастинг начался в январе. А между тем, в июле творческая команда столкнулась с первой проблемой. Либретто Алана Эйкборна было излишне длинным и запутанным. Сказывалась его неопытность в написании мюзиклов. Сценарий драматургу пришлось переписывать не один раз.

В начале октября Алан встретился с Ллойдом Уэббером и Эриком Томпсоном в Нью-Йорке, где представил отредактированный, полный черновик мюзикла. Стигвуд договорился, чтобы авторы мюзикла посетили Вудхауза в его доме на Лонг-Айленде и, несмотря на глухоту пожилого писателя, представили ему будущий мюзикл. Это должна была быть частная аудиенция. Но, к ужасу Ллойда Уэббера, выяснилось, что Вудхауз также пригласил своих друзей послушать музыку. Композитору пришлось играть и петь для всех. По окончании импровизированного концерта Вудхауз заявил, что доволен тем, что услышал и вместе с женой Этель отправился отдыхать. С явного благословения автора работа продолжилась в ускоренном темпе.

Ллойд Уэббер, Алан Эйкборн, в гостях у писателя П.Г. Вудхауза

Хореографом в проект был приглашён Кристофер Брюс, впоследствии — один из самых известных хореографов Британии. Дизайнером — Войтек, известный своей концептуальной, дизайнерской работой. Его идеи пришлись по душе Эрику Томпсону, но совершенно расходились с виденьем Ллойда Уэббера и Алана Эйкборна . Ко всему прочему, ни один из участников творческой команды не имел никакого опыта работы над высокобюджетными мюзиклами; никто из создателей шоу не представлял, что в итоге должно было получиться. Ситуацию усугубляли продюсеры, которые торопили творческую команду, бронировали даты прослушиваний и репетиционные помещения по своему усмотрению.

На главную роль в мюзикл под влиянием продюсеров был выбран Дэвид Хеммингс. У известного актёра не было никакого опыта работы на театральной сцене Вест-Энда и весьма посредственный голос

12 февраля 1975 года состоялась пресс-конференция, где было объявлено, что премьера мюзикла с солидным бюджетом в 100 000 фунтов стерлингов пройдёт в Her Majesty's Theatre 22 апреля.

Во время репетиции в Бристоле стало очевидно, что у мюзикла существуют серьёзные проблемы. Первый прогон Jeeves занял пять с половиной часов. Перед предпоказом шоу, если и получилось уменьшить, то ненамного. Доподлинно известно, что во время премьеры в Бристоле по окончании четырёх часов оркестр поднялся и ушёл, из-за того, что продюсеры отказались доплачивать музыкантом сверхурочные. Дирижёру пришлось сесть за рояль и аккомпанировать актёрам. Всё это, вместе со сложным сюжетом, большим количеством сюжетных линий и излишне длинных песен, привело зрителей в замешательство.

После предпоказа было созвано экстренное совещание, на котором решили сократить сценарий. Из мюзикла полностью исчезла сюжетная линия тёти Далии, которую исполняла известная актриса Бетти Марсден, были существенно урезаны и другие роли.
За неделю до премьеры в Лондоне был смещён с должности режиссёр Эрик Томсон. Его место занял Алан Эйкборн. Велась экстренная работа по сокращению сценария. Было вырезано более трети пьесы. Но всё же этого было недостаточно. Создателям мюзикла просто не хватило времени привести шоу в удобоваримый вид. Неумолимо подходила дата премьеры в Лондоне. Алан Эйкборн и Ллойд Уэббер чувствовали, что надвигается катастрофа, но у них не было достаточного влияния, чтобы перенести дату шоу на более позднюю.
Премьера мюзикла «Jeeves» прошла 22 апреля 1975 года в лондонском Her Majesty's Theatre. Постановка получила разгромные, необычайно резкие отзывы критиков и спустя всего 38 показов была закрыта.

Премьера мюзикла Jeeves на Вест-Энде

Это был сокрушительный удар для начинающего композитора и известного драматурга. Ллойд Уэббер и Алан Эйкборн дружески расстались, но оба по-прежнему верили, что музыкальная комедия по мотивам рассказов Вудхауза может стать успешной.

By Jeeves

Они вернулись к своей идее спустя двадцать лет. Каждый к тому моменту набрался опыта и извлёк уроки из прежних ошибок. Было решено полностью переписать сценарий. К июлю 1994 года Алан завершил работу над черновиком, включив в него шесть песен из оригинального Jeeves и пять новых песен. Новая партитура представляла собой чистую музыкальную комедию и, по мнению многих, содержала некоторые из самых игривых и одухотворённых песен Ллойда Уэббера. Концепция новой версии гарантировала, что производство будет осуществляться в небольших масштабах. В мюзикле использовался минимум декораций. Опасаясь очередного провала в Лондоне, Ллойд Уэббер и Эйкборн решили провести предварительный показ мюзикла в театре в Скарборо, в Йоркшире, где драматург представлял большую часть своих комедий, прежде чем показать их в Лондоне.
1 мая 1996 года прошёл первый показ постановки, реакция зрителей была восторженной. Критики, также отзывались о By Jeeves очень лестно. Ободрённые, воодушевлённые успехом Ллойд Уэббер и Алан Эйкборн привезли постановку в Лондон на 12-недельный ограниченный срок. Но когда премьера обновлённой версии мюзикла состоялось 2 июля 1996 года в Duke of York's Theatre, постановка получила настолько положительные отзывы и полюбилась театральной публике, что было решено продолжить показы в Лондоне. Мюзикл переехал в Lyric Theatre, где с успехом шёл на протяжении восьми месяцев.

Стивен Пэйси, Малкольм Синклер на премьере By Jeeves 1996 г.

В 1996 году прошла премьера мюзикла в Goodspeed Opera House в Коннектикуте. Уютный исторический театр идеально подходил для небольшого мюзикла. Постановка была хорошо принята публикой.
28 октября 2001 года мюзикл впервые был показан на Бродвее в самом маленьком Helen Hayes Theatre. Всего было сыграно 73 спектакля. Режиссёром мюзикла выступил Алан Эйкборн. Нью-Йоркские критики встретили постановку неоднозначно. Некоторые аплодировали тому как By Jevees оживил персонажей Вудхауза, но большинство сочли эту историю вовсе не смешной. Даже песни получили смешанные отзывы, хотя некоторые рецензенты считали музыку Ллойда Уэббера освежающе-лёгкой. Подвергся критике и актёрский состав шоу, за исключением Джона Шерера (Берти) и Мартина Джарвиса (Дживс), которые получили положительные отзывы в свой адрес. Зрители также разделились в отзывах. Некоторые, в основном поклонники Вудхауза, называли By Jeeves остроумной комедией, другие находили его несмешным.

Несмотря на то, что бродвейская публика приняла By Jeeves весьма прохладно, живой мелодичный комедийный мюзикл полюбился многим театралам. Сегодня на канале Ллойда Уэббера The Shows Must Go On ещё доступен мюзикл By Jeeves.