Музыка композитора Фрэнка Уайлдхорна хорошо знакома российскому зрителю. Его мюзикл «Джекилл и Хайд» идет в двух разных постановках в Москве и Санкт-Петербурге, а в 2017 году состоялась премьера мюзикла «Граф Монте-Кристо». Произведения композитора известны на Бродвее, в театрах Европы и Азии. Сегодня мы рассказываем о творчестве композитора.

Интерес к музыке будущий композитор проявил в подростковом возрасте: в 14 лет он самостоятельно научился играть на фортепиано, а во время обучения в старших классах был участником разных музыкальных групп.

Дебют Фрэнка Уайлдхорна в качестве композитора для музыкального театра состоялся с премьерой мюзикла «Джекилл и Хайд». Работа над ним началась еще в 80-х гг., однако постановка не случилась из-за недостатка финансирования. В 1990 году к работе над проектом присоединился Лесли Брикасс. Он переработал первоначальный вариант либретто и стал автором стихов для песен. Премьера состоялась в театре Alley Theatre, где мюзикл шел 5 лет, после чего постановка сменила театральную сцену и отправилась в тур по городам Америки. В 1997 году состоялась премьера мюзикла на Бродвее.

Основой сюжета стала повесть Роберта Льюиса Стивенсона «Странная история доктора Джекилла и мистера Хайда». Герой – Генри Джекилл / Эдвард Хайд – переживает на сцене невероятную палитру эмоций. История гениального доктора Джекилла, который подвергает себя жестокому эксперименту ради благой цели и оказывается во власти темной стороны своей души, пользуется успехом в разных странах уже многие годы. В 2005 году свое видение мюзикла предложил Театр им. Моссовета. А в 2014 году состоялась премьера мюзикла в Санкт-Петербургском театре музыкальной комедии.
Петербургскую постановку посетил и высоко оценил сам Фрэнк Уайлдхорн.

Кирилл Гордеев в роли Генри Джекилла / Эдварда Хайда

В 1997 году состоялась еще одна премьера мюзикла Фрэнка Уайлдхорна на Бродвее – «Алый первоцвет». Поэтом и либреттистом в этом проекте выступил Нэн Найтон. Соавторы обратились к одноименному историческому роману. История о борьбе с несправедливостью и любви не стала большим успехом, как и следующий проект Уайлдхорна – «Гражданская война». Премьера состоялась в 1998 году в Хьюстоне, на Бродвее – в 1999 году. Композитор вновь обратился к историческим мотивам. Несмотря на то, что ни один из первых трех мюзиклов Уайлдхорна не принес большой прибыли, они помогли композитору установить рекорд – в 1999 году Фрэнк Уайлдхорн стал композитором трех мюзиклов, которые шли одновременно.

Кристина Андреас и Дуглас Силлс в роли Маргариты и Перси в мюзикле «Алый первоцвет»

Казалось бы, такое начало карьеры нельзя назвать однозначно успешным. Однако, такой вывод можно сделать, опираясь только на коммерческий успех, а не на судьбу мюзиклов, которые выдержали не один год постановок в разных странах. Так, мюзикл «Джекилл и Хайд» был представлен в гастрольной версии в США и в Великобритании. В 2001 году была сделана официальная запись мюзикла.

Настоящий успех и признание ждали Фрэнка Уайлдхорна в Европе. Уже в 2001 году мюзикл «Алый первоцвет» был поставлен в Финляндии, а затем осуществились постановки в Швеции, Германии и Венгрии.

На немецком языке в европейских театрах состоялись премьеры мюзиклов «Рудольф» и «Граф Монте-Кристо». В этих работах Уайлдхорн вновь обратился к историческим мотивам. Сюжет «Рудольфа» повествует о жизни австрийского кронпринца Рудольфа, его страданиях, переживаниях и надеждах.

Кирилл Гордеев и Вера Свешникова исполняют дуэт графа Таафе и Марии Вечеры из мюзикла «Рудольф»:

Мюзикл «Граф Монте-Кристо» является примером обращения к литературному материалу. Либретто мюзикла не повторяет сюжет романа А. Дюма. Это дало возможность оставить зрителям возможность пережить новые эмоции, а авторам представить свое видение известного многим сюжета. История Эдмона Дантеса – это история человека, пережившего очень серьезные душевные трансформации, прошедшего путь от доброго и открытого молодого человека до мужчины с обостренным чувством справедливости и неутолимой жаждой мести.

Ростислав Колпаков, Елена Газаева, Кирилл Гордеев, Вера Свешникова исполняют дуэт Эдмона и Мерседес из мюзикла «Граф Монте-Кристо»:

Мюзикл «Дракула» начал свой путь с Бродвея в 2004 году, но гораздо большую популярность приобрел у европейского зрителя. Постановка в Сент-Галлене в 2005 году была дополнена автором: для неё были написаны дополнительные песни, были внесены существенные изменения в сценографии. Существует официальная запись спектакля.
Несмотря на фантастичность сюжета, перед нами вновь герой, который переживает внутреннюю мучительную борьбу. Дракула Фрэнка Уайлдхорна — сложный герой, в котором амбициозность и жесткость сочетаются с глубокой точкой и возможностью пожертвовать собой.

Вера Свешникова и Георгий Новицкий исполняют дуэт Мины и Джонатана из мюзикла «Дракула» в эквиритмическом переводе Александра Свешникова:

Работы Фрэнка Уайлдхорна пользуются успехом не только в Европе. Мюзикл «Дракула» был поставлен в Токио, Осаке, Шанхае и Сеуле, мюзиклы «Бони и Клайд» и «Алый первоцвет» – в Сеуле и Токио.

Песня из мюзикла «Дракула» в исполнении корейского каста:

Эти мюзиклы можно назвать адаптацией работ, основанных на европейской истории и литературе. Видимо, успех на новой территории и в рамках другой культуры вдохновил Фрэнка Уайлдхорна и Джека Мерфи на создание мюзикла «Тетрадь смерти» на основе одноименной манги. А в 2018 году в Корее состоялась премьера мюзикла «Человек, который смеется», созданного на основе романа Виктора Гюго. Этот мюзикл удостоился премии Korean Musical Award в трех номинациях.

В России Фрэнк Уайлдхорн известен не только мюзиклами в репертуаре разных театров. В 2017 году состоялся концерт Фрэнка Уайлдхорна с участием самого композитора. Музыкальными гостями этого концерта стали, как и зарубежные артисты: Сабрина Векерлин, Лиза Энтони, Матиас Эденборн, так и русские мюзикловые актеры: Иван Ожогин, Наталия Диевская. Кроме того, сейчас идет работа над записью каст-альбома мюзикла «Тетрадь смерти». На данный момент в проекте принимают участие Александр Казьмин, Ярослав Баярунас, Елена Газаева, Вера Свешникова и Кирилл Гордеев.

Мюзиклы Фрэнка Уайлдхорна завоевали симпатии зрителя в самых разных странах с разной культурой. Композитор часто обращается к литературным и историческим сюжетам, а героями мюзиклов становятся культовые персонажи. Несмотря на это, персонажи Уайлдхорна — это живые люди, которые вынуждены бороться с собой: со своими страхами, сомнениями, обидами, а порой и темными порывами, в которых нелегко признаться. Именно это приближает героев сцены к зрителю — обычному человеку, которому тоже порой приходится бороться с внутренними демонами.

Работы Фрэнка Уайлдхорна на Бродвее были номинированы на такие престижные премии, как Tony, Drama Desk и Grammy. Композитор продолжает свою творческую карьеру, и мы с нетерпением ждем его следующих проектов.

Сейчас Фрэнк Уайлдхорн, как и многие творческие люди, исполняет свои произведения в социальных сетях, чтобы поддержать мир в непростое время.

Выше мы перечислили далеко не все работы Фрэнка Уайлдхорна. «Бонни и Клайд», «Страна чудес», ARTUS — Excalibur – об этих мюзиклах вы можете прочитать подробнее в наших статьях.