Мюзикл композитора Эндрю Ллойда Уэббера «Призрак Оперы» называют самым успешным музыкальным шоу в мире. Постановка не сходит со сцены уже около 32 лет. За это время мюзикл увидело около 140 миллионов человек. Постановка получила более 70 главных театральных наград, а запись оригинального каст-альбома была продана тиражом свыше 40 миллионов копий.

Вчера на официальном YouTube-канале композитора Shows Must Go On состоялся показ записи мюзикла «Призрак Оперы» в версии 2011 года. Видео будет доступно в течение 48 часов.

Трейлер постановки 2011 года:

Краткое содержание

Мюзикл рассказывает историю о таинственной личности в маске, обитающей в мрачных подземельях Парижской оперы. Мистический персонаж наводит ужас на всех работников театра, диктует свои правила и требует, чтобы их строго соблюдали. Но есть в труппе один человек которому Призрак благоволит. Её зовут Кристина. Она начинающая певица. Призрак Оперы становится её незримым наставником и покровителем и делает всё чтобы девушка стала примадонной сцены. Но в жизни Кристины появляется поклонник из прошлого и обезумевший от ревности Призрак готов на всё, чтобы уничтожить соперника.

Это трагическая история музыкального гения, вынужденного скрывать своё лицо под маской из-за внешних недостатков. Изгоя, полюбившего юную красавицу. История любви, ревности, предательства, отчаяния и самопожертвования.

Как создавался мюзикл «Призрак Оперы»

Все мы знаем «Призрак Оперы» как великолепное шоу Ллойда Уэббера, но эта история началась задолго до воплощения мюзикла на театральной сцене.

Предыстория

В 1911 году во время одного из своих частых визитов в Парижский оперный театр, до французского журналиста и писателя Гастона Леру дошел слух о призраке, который живёт в старом здании театра. Этому призраку приписывали несколько необъяснимых смертей. Одно из происшествий вдохновило Гастона Леру на создание ключевой сцены романа «Призрак Оперы»: падения люстры во время выступления Карлотты. Стоит отметить, что в реальности всё было немного не так. В 1896 году в опере действительно произошёл несчастный случай, но пожар был несильным, и его быстро удалось потушить. Да и упала не люстра, а один из противовесов, который её удерживал. Это происшествие пробудило в Леру инстинкты репортёра. Писатель изучил здание оперы от и до: от скользких подземных пещер до головокружительной вершины крыши — и приступил к написанию книги.

Писатель Гастон Леру и Парижский театр оперы, вдохновивший писателя на создание книги

Спустя три месяца Леру завершил работу над романом «Призрак Оперы», который впоследствии станет самой запоминающейся его работой.

Несмотря на то что книга не пользовалась популярностью у читателей, жутковатая и в то же время романтическая история привлекла внимание многих деятелей искусства. По роману было снято несколько фильмов. В 1975 году вышла первая и самая известная киноверсия книги. Успех фильма связан главным образом с мощным выступлением молодого актёра Лона Чейни.

Лон Чейни (Призрак) и Мэри Филбин (Кристина) в экранизации книги 1975 г.

Долгие годы казалось, что эта экранизация так и останется самой знаменитой версией истории по мотивам романа «Призрак Оперы», пока в 1985 году не началась работа над адаптацией произведения для театральной сцены.

История мюзикла «Призрак Оперы»

Февральским утром 1984 года в доме продюсера Энтони Кэмерона Макинтоша раздался неожиданный звонок. Это был не кто иной, как Эндрю Ллойд Уэббер, автор известных мюзиклов «Иисус Христос суперзвезда», «Кошки», «Эвита» и др. Композитор предложил поставить мюзикл по мотивам «Призрака Оперы». Эта идея показалась продюсеру интересной. Началась работа над проектом. Первым делом Ллойдом Уэббером и Макинтошем были пересмотрены фильм с Лоном Чейни и более поздняя версия Клода Рейнса, но, несмотря на то, что экранизации были хорошими, работа не шла. Тогда создатели мюзикла решили обратиться к оригинальному источнику — произведению Леру «Призрак Оперы». Найти книгу было не так просто: к тому времени роман был уже снят с печати. Но поиски всё же увенчались успехом. Композитору посчастливилось найти экземпляр в нью-йоркском букинистическом магазине, а его коллега нашёл роман в гараже своей тёти. Ознакомившись с первоисточником, создатели мюзикла поняли, что это не просто леденящий душу хоррор, а мрачная трагическая история о неразделенной любви. Чтение романа взволновало обоих. Ллойд Уэббер с самого начала своей карьеры мечтал написать пронзительную романтическую историю любви и вот наконец он приблизился к её созданию.

Кэмерон Макинтош и Эндрю Ллойд Уэббер

Любопытно, что в первоначальном пресс-релизе 1984 года говорилось: партитура «Призрак Оперы» будет включать как существующие, так и оригинальные произведения. Первоначальная идея состояла в том, чтобы использовать для партитуры в основном известные классические и оперные произведения. Но по мере того как Ллойд Уэббер перечитывал роман Леру, он всё больше и больше убеждался в том, что должен написать всю музыку.

Летом 1985 года вместе с автором текстов Ричардом Стилго они представили проект первого акта шоу. Презентация проекта прошла на фестивале в Сидмонтоне в загородном доме Ллойда Уэббера. Для создания декораций и костюмов была приглашена дизайнер Английской национальной оперы Мария Бьернсон. По словам Макинтоша, она была единственной, кто мог сделать гротескный мир мюзикла реальным.
После презентации стало ясно, что Ллойд Уэббер и Макинтош движутся в правильном направлении: мюзикл мог стать успешным.

Режиссёр мюзикла Харольд Принс

Харольд Принс, режиссёр легендарных мюзиклов «Скрипач на крыше», «Кабаре», «Эвита», всегда остро чувствовал потребности зрителей. По его словам, в то время публике не хватало романтических шоу. Поэтому когда Принсу поступило предложение стать руководителем шоу, он сразу же дал согласие. «Призрак Оперы» был именно тем мюзиклом, которого так не хватало зрителям.

После прихода в проект Принса стало очевидно, что поскольку шоу двигалось в более оперном направлении, в качестве лирического драматурга должен был быть привлечён ещё один автор, который бы дополнил оригинальную структуру Ллойда Уэббера и Стилго.

Композитор и продюсер попросили Алана Джея Лернера, знаменитого автора песен «Бригадун», «Моя прекрасная леди» взяться за этот проект. Но хотя Лернер и заинтересовался этим проектом, в то время он уже был смертельно болен раком и впоследствии вынужден был уйти.

Либреттисты «Призрака Оперы»: Ричард Стилго, Алан Джей Лернер, Чарльз Харт

Наконец внимание Ллойда Уэббера и Макинтоша привлёк молодой многообещающий автор с хорошим слухом — Чарльз Харт. Поэт сразу же увидел силу в истории о трёх мужчинах: Рауль, Призрак и мертвый отец Кристины, каждый из которых имел свою власть над девушкой.

Сценографистом Марией Бьернсон были созданы декорации и костюмы для полномасштабного театрального шоу. Перед ней стояла задача: убедить зрителей, что они вернулись назад во времени. Как и автор романа в своё время, Бьернсон посетила Парижский оперный театр для того, чтобы исследовать здание. Она сделала сотни фотографий театра, чтобы использовать их в качестве справочного материала для декораций. Со своей задачей Марией Бьернсон справилась мастерски. Чего стоит падающая театральная люстра, гондола и костюмы для сцен маскарада. Марией Бьернсон было разработано для шоу более 200 эффектных костюмов.

Мария Бьернсон и ее работы

В качестве хореографа в проект была приглашена Джиллиан Линн, которая ранее создала великолепные номера для мюзикла «Кошки». Несмотря на то что в шоу «Призрак Оперы» танцев немного, ее работа обогатила постановку.

Премьера мюзикла «Призрак Оперы»

Премьера «Призрака Оперы». На сцене: Стив Бартон, Харольд Принс, Майкл Кроуфорд, Эндрю Ллойд Уэббер и Сара Брайтман

«Призрак Оперы» открылся в лондонском Вест-Энде 9 октября 1986 года, а на Бродвее — 26 января 1988 года.

Главные роли в мюзикле исполнили: Майкл Кроуфорд (Призрак), Сара Брайтман (Кристина) и Стив Бартон (Рауль). Шоу стало самым продолжительным в истории Бродвея, вторым по продолжительности на Вест-Энде и самым финансово успешным развлекательным проектом в мире, существующим на сегодняшний день.

В 1987 году вышел каст-альбом оригинальной версии мюзикла, который разошелся тиражом свыше 40 миллионов копий. Здесь его можно прослушать.

Майкл Кроуфорд и Сара Брайтман исполняют арию Music of the Night:

Постановка получила премии «Оливье» 1986 года и «Тони» 1988 года за «Лучший мюзикл», а Майкл Кроуфорд (Призрак) получил премии «Оливье» 1986 года и «Тони» 1988 года как «Лучший исполнитель». Шоу было показано в 41 стране мира, 183 городах на 17 языках.

Киноверсия мюзикла «Призрак Оперы»

В 2004 году вышла экранизация мюзикла «Призрак Оперы» с Джерардом Батлером, Эмми Россум и Патриком Уилсоном в главных ролях. Режиссёром фильма выступил Джоэл Шумахер. В киноверсии была усилена любовная линия между Раулем и Кристиной, а также добавлены некоторые детали биографии Призрака. Фильм был номинирован на три премии «Оскар».

Любопытно, что исполнители главных ролей поют все арии сами. Здесь можно послушать саундтреки к фильму.

Трейлер фильма «Призрак Оперы»:

Сиквел мюзикла «Призрак Оперы»

Не все поклонники произведения знают, что существует продолжение мюзикла «Призрак Оперы» — «Любовь никогда не умирает». Сюжет сиквела разворачивается через десять лет после смерти Призрака. Кристина получает анонимное приглашение выступить в Фантасме, новой достопримечательности на Кони-Айленде. Вместе с мужем и сыном она отправляется в Бруклин. Но она не знает, что именно Призрак организовал её появление в популярном морском курорте. Постановка открылась в театре «Адельфи» в Вест-Энде 9 марта 2010 года. Мюзикл получил смешанные отзывы.

Трейлер сиквела «Призрак Оперы»:

«Призрак оперы» в Москве

4 октября 2014 года компания «Стейдж Энтертейнмент» поставила на сцене театра «МДМ» российскую версию мюзикла «Призрак Оперы». Главные роли исполнили: Иван Ожогин, Дмитрий Ермак, Тамара Котова, Елена Бахтиярова и Евгений Зайцев. Постановка пользовалась огромным успехом. Всего в общей сложности было сыграно 614 спектаклей.

Трейлер российской версии мюзикла «Призрак Оперы»:

Шоу «Призрак Оперы» на протяжении десятилетий не сходит с театральных подмостков. Завораживающая история, пробирающая до мурашек музыка, великолепная режиссура и поражающая даже искушенного зрителя сценография — сделали мюзикл величайшим в истории.

О композиторе и идейном вдохновителе этого грандиозного мюзикла Эндрю Ллойде Уэббере можно прочитать здесь.