Пока до объявления номинантов на самую престижную американскую театральную премию «Тони», перенесённую в этом году на неопределённый срок из-за коронавируса, остается неизвестно сколько времени, мы предлагаем вспомнить победителя прошлого года. В 2019 году мюзикл Hadestown был номинирован в 14 категориях, из них в 8 постановка одержала победу.

Начало пути на Бродвей

В 2001 году мир узнал историю жизни древних богов в современной Америке, рассказанную Нилом Гейманом в романе «Американские боги». Через пять лет исполнительница Анаис Митчелл продолжила эту тему, но уже на театральной сцене. Она сплела воедино древнегреческие мифы о любви Орфея и Эвридики, Аида и Персефоны и перенесла этих героев в эпоху Великой депрессии в Соединенных Штатах.

Анаис Митчелл является автором либретто, музыки и стихов. В оригинальной версии мюзикла она также исполняла роль Эвридики

Впервые показ мюзикла, получившего название Hadestown, прошел в городе Барр, штат Вермонт в 2006 году. Спустя год Митчелл вдруг засомневалась в успешности своего детища и объявила о закрытии постановки.
В 2010 году американская певица вернулась к своему проекту и выпустила концептуальный альбом, в который вошли композиции, созданные ею для мюзикла. В записи пластинки, помимо самой Анаис Митчелл, приняли участие Дифранко, Джастин Вернон, Грег Браун.

Работа над возрождением мюзикла

Казалось бы, на этом история малоизвестной постановки должна была бы и закончиться. Но Митчелл все же не покидала мысль улучшить мюзикл, по-новому рассказать обществу миф о роковой любви несчастных Орфея и Эвридики. Через некоторое время Анаис Митчелл начала искать режиссера для дальнейшего продолжения работы над Hadestown.
В 2012 году Анаис Митчелл по счастливой случайности попала на показ офф-бродвейского мюзикла по роману Л. Н. Толстого «Война и мир» Natasha, Pierre and the Great Comet of 1812, который, кстати, через несколько лет вошел в репертуар театра «Иллюзион» на Бродвее. Шоу настолько впечатлило исполнительницу, что вскоре она связалась с режиссером этого проекта — Рэйчел Чевкин, и предложила сотрудничество.

Авторы обновленной версии мюзикла Анаис Митчелл и Рэйчел Чевкин

С этого момента Митчелл и Чевкин вместе работали над возрождением мюзикла. За время совместной деятельности Митчелл написала еще порядка 15 композиций и расширила либретто, чтобы более подробно передать характеры персонажей и придать истории законченный вид.

Возвращение на сцену

Премьера обновленной версии состоялась 6 мая 2016 года в New York Theatre Workshop. Несмотря на то, что довольно большая часть материала была написана еще в далеком 2006 году, зрители увидели в мюзикле явные аллюзии на современную политику. Чего только стоила сцена Why Do We Build the Wall — ведь одновременно с показами шоу будущий президент Америки Дональд Трамп эпатировал избирателей своей идеей о строительстве стены между Америкой и Мексикой.

Показы были расписаны до 3 июля, но мюзикл настолько понравился публике, что постановке пришлось еще на некоторое время задержаться на театральной площадке. После завершения нью-йоркского блока последовали гастроли в Национальном театре Лондона и Citadel Theatre в канадском городе Эдмонтон, где шоу также приобрело необычайную популярность.
Наконец, в марте 2019 стартовали предпоказы на Бродвее — на сцене The Walter Kerr Theatre. Официальная премьера мюзикла Hadestown состоялась 17 апреля 2019 года.

The Walter Kerr Theatre, на сцене которого до сих пор продолжаются показы Hadestown

В каст бродвейской версии вошли Рив Карни, Ева Ноблезада, Патрик Пейдж, Эмбер Грей и Андре де Шилдс.

И здесь, в мекке мюзиклового мира, постановка тоже стала необычайно популярной. Как уже было сказано ранее, в 2019 году постановка одержала победу сразу в восьми номинациях «Тони». Hadestown стал лучшим в таких категориях как «Лучший мюзикл», «Лучшая музыка и/или стихи», «Лучший режиссер мюзикла», «Лучшая мужская роль второго плана» (статуэтка досталась Андре де Шилдсу за роль Гермеса) и других.

Бродвейский каст на вручении премии «Тони»

Но и на этом список наград не заканчивается. Уже в этом году, 26 января, на церемонии вручения музыкальной премии «Грэмми» каст-альбом Hadestown был признан лучшей театральной пластинкой.

Сюжет постановки

Действие разворачивается в ту пору, когда Америка вступила в эпоху Великой депрессии. Вчерашние представители поколения джаза внезапно узнали, что такое бедность. Многим из них теперь приходится прозябать на улицах. Как назло, в их городе уже долгое время царствовал только ужасный холод.

В один из дней уличный музыкант Орфей встречает девушку — Эвридику. С первого взгляда он влюбляется в нее и дарит цветок, свернутый из подобранной где-то газеты. Орфей рассказывает девушке, что сейчас трудится над песней, после исполнения которой в город придет долгожданная весна.

Сцена из бродвейской постановки

Но, прежде чем он успевает закончить свой замысел, на землю из царства Аида поднимается богиня плодородия Персефона. Наконец-то утихают ветры и наступает тепло.
Как гласят древние предания, ежегодно Персефона проводит на земле ровно шесть месяцев. На сей же раз ее грозный муж и владыка царства мертвых Аид не дожидается окончания этого срока и лично приходит за женой. Персефона вынуждена вернуться в подземный город.

Аид и Персефона в исполнении Патрика Пейджа и Эмбер Грэй

Мир снова накрывает ужасный холод. Орфей продолжает сочинять свою «весеннюю» песню и не замечает, как поднимается сильный шторм. Взбунтовавшаяся стихия лишает Эвридику всех ее пожитков, которых и так было немного. Бедная девушка зовет Орфея, просит помочь ей, но юноша слишком увлечен своим делом.
Внезапно перед Эвридикой предстает сам Аид и предлагает ей приют. В его царстве нет бедности, холода и голода. Отчаявшаяся девушка соглашается на его предложение. Гермес, проводник умерших душ, отправляет ее в подземный город Аида.

Орфей вдруг обнаруживает, что его возлюбленной нигде нет. Гермес сообщает ему, что Эвридика отправилась прямо в царство к Аиду. Во что бы то ни стало Орфей отправляется к ней, несмотря на то, что для живого человека путь в страну мертвых закрыт.

Признание критиков

После премьеры на Бродвее Hadestown получил преимущественно положительные отзывы. В частности, издание The New York Times отмечало, что после радикальной трансформации мюзикл получился роскошным, магнетическим и в некоторой степени гиперактивным. По красоте его сравнили с Natasha, Pierre & the Great Comet of 1812, но предпочтение все же отдали более последовательному повествованию Hadestown.

Из-за долгого пути постановки на бродвейскую сцену, который занял около 13 лет, критики нарекли мюзикл Одиссеей. Высокой оценки удостоились визуальные эффекты. По словам режиссера Рэйчел Чевкин, она хотела, чтобы визуал был таким же красивым и поэтичным, как и музыка. Но при этом при работе над шоу большое внимание она уделяла тому, чтобы два этих элемента не перекрывали, а гармонично дополняли друг друга.

Сейчас создатели и исполнители постановки готовятся к грандиозному национальному туру, который запланирован на 2020-2021 годы. В списке городов, которые посетит мюзикл, уже значатся такие города как Лос-Анджелес, Хьюстон, Новый Орлеан и многие другие. Постепенно организаторы объявляют новые даты и города, жители которых в будущем смогут увидеть шоу, покорившее бродвейские подмостки.