Шоу «Волосы» / Hair разрушило многовековую театральную цензуру и доказало, что нетрадиционные музыкальные направления в мюзикле могут быть популярными. С момента премьеры постановки Бродвей уже никогда не был прежним. Впервые на бродвейской сцене звучала рок-музыка, поднимались темы бисексуальности, межрасовых отношений, наркотиков, звучали смелые политические лозунги, обсуждались политические вопросы и социальные запреты 1960-х годов.

Сюжет мюзикла

1967 год, идёт Вьетнамская война. Клоду, молодому хиппи, приходит уведомление о призыве в армию. Перед ним встаёт сложный выбор: подчиниться давлению общества и его консервативным родителям, пожертвовав своими идеалами, а, возможно, и жизнью или же пойти против системы, присоединиться к друзьям и сопротивляться призыву.

История создания мюзикла «Волосы»

Американские актёры и драматурги Джеймс Радо и Джером Рагни долгое время мечтали поставить на Бродвее что-то новое, явственно отличающие их мюзикл от других, и привнести на сцену театра миролюбивый, раскрепощённый дух хиппи.

Со своей идеей Радо и Рагни обращались ко многим известным продюсерам, но всюду следовал отказ: никто не хотел рисковать деньгами и браться за смелое, контркультурное шоу. И, возможно, мюзикл так и не увидел бы свет, если б не американский продюсер Джозеф Папп. Он сам обратился к Радо и Рагни с предложением поставить шоу в The Public Theater, построенном для Шекспировского фестиваля в Нью-Йорке. Правда, в этом предложении была ложка дёгтя: театр предоставлялся на ограниченный шестинедельный срок. Несмотря на эту оговорку, драматурги с радостью приняли предложение. После того как продюсер был найден, в команду был приглашён канадский композитор Голт МакДермотт, который, изучив культуру и музыку хиппи, написал партитуру для шоу.

Авторы мюзикла Джеймс Радо, Джером Рагни и Голт МакДермотт

Премьера постановки прошла 17 октября 1967 года. Время показов вскоре подошло к концу, новых мест в поле зрения не было.
Однако, мюзикл произвёл впечатление на продюсера Майкла Батлера, и он решил принять участие в постановке шоу. Объединив усилия с Джозефом Паппом, они перенесли мюзикл в ночной клуб Cheetah. Географически шоу переместилось на Бродвей. Мюзикл шёл рано вечером, без антракта, чтобы вовремя освободить площадку для танцующей толпы. Но из-за финансовых проблем «Волосы» в итоге были закрыты. Джозеф Папп, разуверившись в успехе шоу, разорвал сделку о сотрудничестве. Тем не менее Майкл Батлер не отказался от мюзикла. Благодаря его целеустремлённости шоу всё же добилось успеха на Бродвее. Правда, до этого мюзикл претерпел значительные изменения. Был нанят новый режиссёр Том О’Хорган, переписан сценарий, добавлена музыка. Кроме того, Батлер настоял на том, чтобы роль Клода, главного героя, взял на себя Джеймс Радо. Потребовалось три месяца, чтобы внести все поправки в шоу. Репетиции проходили в украинском зале в Ист-Виллидж, но для представления там места не было. Наконец, продюсер сумел заключить сделку с владельцем Biltmore Theatre, и мюзикл переехал в свой новый дом. Премьера постановки «Волосы» на Бродвее прошла 29 апреля 1968 года. Шоу продержалась на сцене 4 года, за это время было сыграно 1742 спектакля.

Джонатан Крамер, Робин Макнамара, Ларри Маршалл, Джон Аман и Оатис Стивенс - участники бродвейского состава

Мюзикл стал настоящей сенсацией. Дерзкое шоу бросало вызов театральным традициям. Впервые на бродвейской сцене звучала рок-музыка, поднимались темы бисексуальности, межрасовых отношений, наркотиков, звучали смелые политические лозунги, обсуждались политические вопросы и социальные запреты 1960-х годов. Кроме того, в конце первого акта «Волосы» была очень смелая сцена, в которой актёры, впервые в истории бродвейского театра, появлялись совершенно обнажёнными на тускло освещённой сцене.

Шокировавшая бродвейскую публику сцена из мюзикла «Волосы»

Мюзикл «Волосы» быстро стал не просто хитом, а настоящим культурным феноменом. К концу 1970 года было поставлено восемь спектаклей «Волосы» в Северной Америке и 19 за рубежом. Оригинальная бродвейская запись превысила 1 миллион долларов США в продажах. Также был выпущен оригинальный каст-альбом офф-бродвейской постановки, который был удостоен премии Грэмми в 1968 году. Кроме того, были записаны каст-альбомы английской, немецкой, французской, шведской, японской, израильской, голландской и австралийской постановок, а также было сделано более 1000 записей вокальных и инструментальных исполнений отдельных песен из мюзикла «Волосы». Песни Aquarius и Let the Sunshine In — стали главными хитами 1969 года.

Послушать оригинальную бродвейскую и офф-бродвейскую записи можно здесь.

Исполнители мюзикла «Волосы» (слева направо): После премьеры в Biltmore Theatre. Сюзанна Норстранд, Дайан Китон и Натали Моско поют. Марша Хант на лондонской репетиции в 1968 году

Мюзикл «Волосы» разрушил барьер между рок-музыкой и Бродвеем, к немалому разочарованию традиционалистов эпохи Роджерса и Хаммерстайна. Успех шоу доказал востребованность нового формата. Это привело к тому, что бродвейские продюсеры перестали бояться экспериментировать в своих новых шоу с рок-музыкой и другими популярными среди молодёжи музыкальными направлениями. Арии из мюзиклов стали частенько крутить на популярных радиостанциях. Всё это позволило привлечь молодую аудиторию в театры и навсегда изменило театральный мир.

Судебные баталии вокруг мюзикла «Волосы»

«Волосы» были достаточно популярны во многих регионах США, включая Чикаго и Сан-Франциско. Однако, когда мюзикл попытались поставить в таких местах, как Сент-Пол, Бостон и Чаттануга, постановщики столкнулись с протестами.
Так, граждане в Сент-Пол требовали остановить производство шоу, но премьера всё же состоялась. Тогда расстроенный священнослужитель во время выступления выпустил восемнадцать белых мышей в вестибюле театра, надеясь напугать публику. Правда, его действия, так и остались незамеченными, а шоу получило тёплые отзывы от зрителей и критиков.

Судебный процесс в отношении постановки Гриффит-парка в Лос-Анджелесе из-за обнаженной сцены

Проблемы в Бостоне начались, когда окружной прокурор Гаррет Бирн попытался остановить показы «Волосы» из-за сомнительного контента. Он заявил, что мюзикл оскверняет американский флаг, является непристойным и развратным шоу. Премьера в Бостоне должна была пройти 20 февраля 1970 года, однако постановщикам от прокурора поступило требование пересмотреть шоу, исключить из мюзикла обнажённую сцену и убрать из постановки моменты осквернения американского флага. Майкл Батлер, продюсер шоу, отказался что-либо менять и передал дело в Верховный Суд Соединённых Штатов. По мнению продюсера, эти поправки ограничивали свободу слова и самовыражения. Верховный суд постановил, что мюзикл может идти в Бостоне, если постановщики исключат из мюзикла обнажённую сцену, а также симуляции полового акта. Показ мюзикла в Бостоне так и не состоялся.

Репетиция одной из фривольных сцен мюзикла

Власти в Чаттануге, штат Теннесси, были ещё более одержимы желанием предотвратить появление мюзикла в их городе. Там не разрешили даже провести предварительный показ. Постановщикам не позволили выступить в муниципальном театре. Этот запрет был основан исключительно на репутации мюзикла: никто из директоров не смотрел пьесу и не читал сценарий. В этот раз Верховный суд США постановил, что, хотя «Волосы», возможно, нарушают законы Чаттануги о борьбе с непристойностями, власти применили «незаконное предварительное ограничение» при рассмотрении этого дела. Суд снял ограничение с постановки.
Дела в Бостоне и Чаттануге, а также их последующие выступления в Верховном суде Соединённых Штатов были очень сильными аргументами для сторонников первой поправки. Высший суд страны поддержал право американской общественности на свободу слова и, что ещё важнее, право пользоваться этой свободой в таком публичном месте, как театр.

Мюзикл «Волосы» оказал большое влияние на американский музыкальный театр, что в дальнейшем открыло двери для более поздних рок-опер, таких как Godspell и Jesus Christ Superstar. Эти работы могли бы так и не увидеть свет без огромных усилий «Волосы» на пути свободы слова.

Продолжение популярности после 1970-х годов

В 1977 году была предпринята попытка возродить мюзикл на Бродвее в Biltmore Theatre, но постановка имела лишь умеренный успех.
Спустя ещё два года вышла киноверсия мюзикла. Режиссёром фильма выступил, уже в то время снискавший славу, Милош Форман («Пролетая над гнездом кукушки»). Фильм получил 2 премии «Золотой глобус» в номинациях «Лучший художественный фильм» и «Актёр — открытие года», а также премию «Давид» в номинациях «Лучшая работа иностранного режиссёра» и «Лучший саундтрек».

Главные роли исполнили: Беверли Д’Анджело, Джон Сэвидж, Трит Уильямс

Трейлер киноверсии:

14 ноября 1985 года в The Spectrum в Монреале мюзикл «Волосы» в юбилейный 70-й раз был поставлен на профессиональной основе.
В 2000 году в Сент-Луисе произошло возрождение постановки. Спустя год были поставлены концертные версии шоу в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке.
В 2009 году постановка вновь вернулась на Бродвей. Премьера прошла 31 марта в Al Hirschfeld Theatre.

Мюзикл «Волосы» в России

Евгений Егоров (Клод) в российской версии шоу «Волосы»

Премьера российской версии шоу прошла в 1999 году в Театре музыки и драмы Стаса Намина. Прошло уже больше 11 лет, но московская публика и гости города и сегодня могут увидеть революционное шоу. Постановка идёт под живое музыкальное сопровождение группы «Цветы».
Мюзикл, пронизанный молодостью и радостью жизни, воспевает торжество свободного духа над системой и отражает жизнь хиппи, ни за что раненных войной.
В мюзикле задействованы: Евгений Егоров, Вера Зудина, Ефим Колитинов, Александр Богданов, Николай Новопашин, Ильина Кудрявцева, Иван Гуськов, Александра Попова, Олеся Левина и др.
Смотреть отрывок из мюзикла «Волосы» онлайн:

Вследствие универсальности своей пацифистской темы и параллелей, которые можно провести между Вьетнамом и более поздними войнами, мюзикл и сегодня регулярно возрождается как на любительских сценах средних школ и университетов, так и на профессиональных театральных подмостках по всему миру.