Когда поклонники рока обсуждают лучший концептуальный альбом, рок-оперу или концертный тур, Pink Floyd – The Wall всегда называют первым в списке. Звучание альбома неподвластно времени. На протяжении многих лет темы, поднятые в нём, не теряют своей актуальности и важности.

Сюжет рок-оперы

Сюжет рок-оперы The Wall / «Стена» рассказывает драматическую историю жизни вымышленной рок-звезды по имени Пинк. С детских лет, с каждой новой травмой, будь то смерть отца во Второй мировой войне, чрезмерная опека матери или отупляющая образовательная система, он кирпичик за кирпичиком строит «метафорическую» стену между собой и окружающим миром.
Это совершенно мрачная поучительная история-предостережение слушателям, чтобы они не становились настолько изолированными и холодными к миру и не доводили себя до насилия и безумия.

История создания The Wall

Pink Floyd — британская прогрессив/психоделик-рок-группа

Как и большинство произведений искусства, концептуальный альбом The Wall группы Pink Floyd — это сочетание фантазии и реальной жизни автора. Идея рок-оперы родилась у лидера группы Роджера Уотерса в 1977 году во время турне в поддержку альбома Animals.
На одном из концертов, проходившем на стадионе, толпа громко кричала и неподобающе себя вела. А один из фанатов и вовсе перелез через сетку, ограждающую сцену. Раздражённый звуком взрывающихся петард, громкими выкриками публики и ощущением того, что до музыки и текстов музыкантов никому нет никакого дела, Уотерс плюнул на фаната. Именно после этого инцидента лидер группы задумался о строительстве стены, которая отгораживала бы группу от её поклонников, особенно той её части, которая посещает концерты для того, чтобы развлечься и не задумывается о том, что хотят донести до неё музыканты. Позже из этой мысли родилась идея создания концептуального альбома.

Концерт в поддержку альбома Animals

Интересно, что выпуск альбома мог бы не состояться. Группа Pink Floyd в то время уже находилась на грани распада. Выходка Роджера Уотерса на концерте окончательно отдалила участников группы друг от друга. Но вмешался случай. Из-за банкротства фирмы в которую были вложены основные средства Pink Floyd, группа была вынуждена вновь собраться вместе для выпуска нового альбома. В июле 1978 года в студии Britannia Row Studios Уотерс представил на выбор коллег две концепции: The Pros and Cons of Hitch Hiking, который впоследствии станет сольным альбомом Уотерса, и Bricks in the Wall. В пользу последнего — участники группы и сделали свой выбор.

Чтобы сгладить непростые отношения между музыкантами, во время работы над альбомом был приглашён Боб Эзрин

Продюсер не только стал посредником между участниками группы, но и помог структурировать концептуальный, но совершенно неорганизованный объёмный материал, которого хватило бы для трёх альбомов. Им был написан 40-страничный сценарий, включая места, где должны будут располагаться уже написанные и только подлежащие написанию песни. Идея поставить в центр сюжета Пинка, объединившего в себе черты нескольких людей, принадлежала, также Бобу Эзрину.

Сюжет рок-оперы основан на наиболее важных драматических моментах жизни Роджера Уотерса, таких как потеря отца во время Второй мировой войны, удушающая гиперопека матери, школьное время с его диктаторами-учителями и, наконец, измена дорогого ему человека. Впрочем, в сюжет вошли и моменты из жизни прошлого фронтмена группы Сида Барретта. Его наркотические эскапады и последующий уход из мира, дали Уотерсу вдохновение для создания образа мрачной рок-звезды. Коллеги Роджера по группе Дэвид Гилмор, Ник Мейсон и Ричард Райт, добавили последние мазки к образу современного антигероя.

По словам продюсера, во время сотрудничества с Pink Floyd он ощущал себя «рефери», который должен был позаботиться о том, чтобы The Wall был общим детищем группы, а не одного Роджера Уотерса. И это действительно было так. Лишь благодаря настойчивости Боба Эзрина автором окончательного варианта альбома стал не только Роджера Уотерса, но Дэвид Гилмор. В альбом вошли три его песни.

Comforbly Numb Дэвида Гилмора — одна из самых популярных песен альбома:

Также, Боб Эзрин предложил превратить одну из песен в сингл с дискотечным ритмом и протяжными куплетами. Из его идеи родилась, пожалуй, самая знаменитая песня альбома Another Brick In The Wall. Сингл, выпущенный на Рождество в 1979 году сразу стал хитом.

В записи песни участвовали ученики из музыкальной школы «Айлингтон-Грин». Поначалу за работу детям никто не планировал платить. Но Британская пресса раздула скандал и Pink Floyd внесли пожертвование школе в размере 1 тыс. фунтов стерлингов, а школьникам были подарены копии альбома.

Интересно, что из-за Another Brick In The Wall альбом был запрещён в Южной Африке. Песня стала настоящим гимном всех студентов страны против неэффективной системы образования. Студенты кричали «нам не нужно никакого образования» своим учителям, что привело к тому, что южноафриканское правительство 2 мая 1980 года запретило альбом.

Самая знаменитая песня альбома Another Brick In The Wall:

Работа над The Wall заняла около года. Выпуск сдвоенного, альбома состоялся 30 сентября 1979 года. Из 26 песен только три (Young Lust, Comforbly Numb и Run Like Hell) были написаны совместно с участниками группы.
Несмотря на довольно прохладные отзывы критиков, альбом The Wall стал настоящим хитом. Он продержался в первой строчке чартов 15 недель. Спустя три месяца после выхода альбома в Великобритании было продано свыше 300 тысяч экземпляров. В США в марте продажи перевалили черту в 100 тыс. экземпляров. Альбом The Wall и сегодня остаётся одним из самых продаваемых альбомов в Америке.

Оригинальный альбом The Wall можно послушать здесь.

Спустя пару месяцев после выхода альбома группа отправилась в тур в его поддержку.

Тур альбома The Wall

Группа Pink Floyd всегда славилась театрализацией и масштабностью своих постановок. Основной концепцией шоу The Wall стала 13-метровая стена из бутафорского белоснежного кирпича, которая постепенно, с каждой новой песней, с каждой травмой Пинка, возводилась между зрителями и группой. К концу шоу кирпичная кладка окончательно скрывала музыкантов от глаз публики. По мере развития сюжета в концертный зал выпускали надувные марионетки. На стене проецировались психоделические анимационные ролики, созданные Джеральдом Скарфом. Работы художника впоследствии войдут в фильм The Wall 1982 г.
Завершалось шоу крушением стены, и скрытая до этого момента группа, представала перед глазами зрителей.

Pink Floyd во время тура в поддержку The Wall в Лондоне

Из-за масштабов постановки, её сложной реализации, а также высокой стоимости, тур в поддержку альбома был ограничен всего несколькими городами: Лос-Анжелесом, Юниондейлом, Лондоном и Дортмундом. Всего, в общей сложности, концерт был сыгран 31 раз. Благодаря великолепной реализации и масштабности шоу вошло в историю.

Фильм The wall 1982 г.

Разговоры о киноадаптации альбома велись ещё задолго до окончания его записи. И поначалу планировалось лишь объединить видео с концерта с анимационными вставками Джеральда Скарфа. Но впоследствии от этой идеи отказались. Режиссёром фильма The Wall / «Стена» стал Алан Паркер, в то время уже известный благодаря кинокартине «Полуночный экспресс» и мюзиклам «Слава» и «Багси Мэлоун».

Роджер Уотерс и Алан Паркер

Сценарий к фильму был написан Роджером Уотерсом. Любопытно, что главную роль также должен был исполнять музыкант. Но в силу возраста, а в то время Уотерсу уже было около 40 лет, было решено, что он не подходит для роли молодого Пинка. На главную роль пригласили Боба Гелдофа, солиста ирландской панк-группы Boomtown Rats. Выбор в пользу молодого музыканта позволил режиссёру в своей кинокартине приблизить образ Пинка к Сиду Барретту. Что особенно ярко видно, во время сцены нервного срыва рок-звезды, а также во время его перевоплощения из красавца-идола в наркомана, сбривающего свои волосы. Завершается фильм крушением стены Пинка и смертью главного героя, которая несёт ему освобождение от самоизоляции.

Боб Гелдоф исполнил роль Пинка в фильме

Любопытно, что в фильме на роль скинхедов, возглавляемых Пинком, были приглашены молодые люди, которые действительно принадлежали этой субкультуре. И во время съёмок сцены конфликта с полицией, они увлеклись и забыли, что перед ними всего лишь актеры. Съёмочной группе с трудом удалось привести их в чувства.

Продолжая тему скинхедов, группа Pink Floyd столкнулась с обвинениями в том, что в своих текстах, она поддерживает ультраправые взгляды. Так, в одном из моментов, когда Пинк воображает себя лидером митинга, он призывает крушить всё и всех вокруг — и негров, и евреев, и слабаков, — словом, всех, кто отличается. И хотя песня была написана с целью критики подобного поведения, многие слушатели восприняли их, как настоящие убеждения группы. Ещё большая путаница возникла после того, как реальная арийская группировка сделала своим символом скрещённые черно-красные молотки из фильма.

Трейлер фильма:

The wall и Берлинская стена

В начале 80-х годов, после распада группы Pink Floyd, Уотерс в одном из интервью обмолвился, что не планирует исполнять The Wall на концертах, в связи с высокими финансовыми затратами. К тому же он считал, что реализовать такое масштабное шоу возможно только на стадионах, чему противоречила сама концепция концерта. Впрочем, Роджер, тут же оговорился, что воплотит в жизнь шоу, если вдруг будет разрушена Берлинская стена. Его слова оказались пророческими. Спустя девять лет, в ноябре 1989 г., Берлинская стена пала, и Уотерс приступил к переговорам о проведении концерта, которые в конечном итоге увенчались успехом. Любопытно, что проведение этого шоу было для Роджера столь важным, что часть средств на его подготовку, музыкант оплачивал со своего кармана.

Для представления была построена стена шириной более 160 метров и высотой 25 метров, которая скрывала сцену с музыкантами. В шоу были задействованы симфонический оркестр и 150 хористов.

Концерт состоялся на Потсдамской площади в 1990 году и собрал 200-тысячную аудиторию

The Wall — мюзикл?

В 2004 году велись разговоры о превращении рок-оперы The Wall в бродвейский мюзикл. Сценаристом и аранжировщиком должен был стать Роджер Уотерс. Продюсером согласился выступить бывший руководитель Sony Music Томми Мотто и сопредседатель Miramax Харви Вайнштейн. Однако эти разговоры, так и остались лишь слухами.

Опера Another Brick in the Wall

В марте 2017 года во время празднования 375-й годовщины Монреаля в театре Opéra de Montréal прошла премьера оперы Another Brick in the Wall: The Opera.
Нужно сказать, что поначалу Роджер Уотерс к идее превратить концептуальный альбом The Wall в оперу отнёсся весьма скептически. Однако, музыкант поменял своё мнение и дал согласие на производство, после того как канадская команда представила ему две песни Another Brick in the Wall, Part II и Comfortably Numb в симфонической обработке.

Хотя постановщики не меняли ни содержания песен, ни порядок их исполнения — это совсем другая история. Многие рок-мотивы в опере были серьёзно переработаны. Зрители видят перед собой рок-звезду, которая переполнена чувством отвращения к самому себе. Чтобы выяснить, почему он чувствует себя столько подавленно, музыкант уходи в себя, в воспоминания. Конечно, на этом сюжете основан и альбом. Но благодаря тому, что в опере арии исполняют разные персонажи — это звучит по-настоящему волнующе.

Премьера оперы была встречена овациями. Роджер Уотерс оценил работу очень высоко, однако, он заметил, что эта версия понравится скорее любителям классической музыки, нежели фанатам рок-оперы The Wall.

Отрывок из оперы Another Brick in the Wall:

The Wall в наше время

Несмотря на то, что со дня выхода альбома прошло уже более 40 лет, популярность The Wall не угасает. 2 ноября 2020 года в Москве на сцене Крокус Сити Холл у жителей столицы и гостей города будет уникальная возможность увидеть воочию знаменитое музыкальное шоу. Показ рок-оперы пройдёт в рамках юбилейного тура по случаю 40-летия выхода альбома. Музыкальное сопровождение обеспечит Floyd Revival Orchestra. В шоу также будут задействованы солисты и танцоры Ars Lyrica — Talent d’Argile Ballet.

Трейлер рок-оперы The Wall:

Интересно, среди наших читателей есть любители рока? Помимо The Wall, в Москве состоится рок-концерт «СахаРок» от создателей проекта «Те, кто мы есть». Кирилл Гордеев, Вера Свешникова и Евгений Кириллин исполнят песни из репертуара известных рок-групп и рок-мюзиклов и подарят вам весёлое настроение, драйв и заряд бодрости, предварительно, в последний день весны.