Интересовались ли вы когда-нибудь сколько занимает процесс создания мюзикла и как вообще это происходит? Знаете ли какие источники для создания мюзиклов используются на Бродвее и какой из них самый популярный? Попробуем раскрыть ответы на эти и многие другие вопросы в статье.

Мюзикловая Мекка мира

Создание мюзикла, идея

Создание мюзикла — работа большой команды людей: композитор, либреттист, постановочная команда, творческая команда. Но перед тем как запускать производство, должна зародиться идея. Она может появиться из самых разных источников, например:

      фильмы: Once, Kinky Boots, Waitress, Beetlejuice;
      новеллы / романы: Dear Evan Hansen, Be More Chill, Once on This Island;
      немузыкальные спектакли: The Visit, Finding Neverland;
      популярные песни и их авторы и исполнители: Tina-The Tina Turner Musical, Rock of Ages;
      реальная жизнь: Hamilton, Come from Away.

В прошлом мюзиклы на Бродвее часто ставились одним из двух вариантов: либо продюсер придумал идею и нанял команду, либо творческая команда придумала идею и попросила продюсера поддержать её. В любом случае, без контракта и обязательств со стороны продюсера редко обходилось.
Сегодня же авторы текстов, либреттисты и композиторы тратят годы на проект без какой-либо гарантии его реализации. Фактически, шансы на успех очень маленькие, а конкуренция огромна. Признанным авторам легче привлечь внимание продюсеров к своим проектам, но даже им приходится стараться изо всех сил, чтобы их проекты поставили на сцене. Для новых и неизвестных авторов эта задача так и вовсе в большинстве случаев обречена на провал. Помните в мюзикле «Продюссеры» гору сценариев у Макса Бялыстока? И в реальной жизни, по словам Джона Кендрика, бродвейского историка и ассистента нескольких известных продюсеров, у каждого состоявшегося продюсера есть подобные залежи. И едва ли тот обратит серьёзное внимание на такой материал.

Кадр из мюзикла «Продюссеры»

Воркшопы

Сейчас лучший способ привлечь внимание профессионального продюсера — пригласить его на показ. Воркшопы — мастерские, которые могут отличаться размером и стилем: одни проводятся самими авторами в репетиционных залах без декораций, реквизита и в повседневной одежде, другие же могут быть практически полноценными постановками в каком-нибудь региональном театре. Потенциальные продюсеры и инвесторы во время показа решат стоит ли вкладывать в это свои силы и деньги, а творческая команда увидит первую реакцию на свою работу и сможет на этом этапе менять и дорабатывать шоу.
Многие продюсеры сотрудничают с некоммерческими театральными компаниями, которые могут эффективно и за разумные деньги провести такие мастерские. В дальнейшем, если шоу станет хитом, то компания получает небольшой процент от будущей выручки. У продюсеров мюзикла «Rent», например, было такое соглашение с небольшой, но известной театральной мастерской New York Theatre Workshop, благодаря чему было проведено 2 воркшопа и была поставлена полноценная постановка на офф-Бродвее. Феноменальный успех шоу стал рекламой для компании, а коммерческие продюсеры перенесли полностью разработанный проект на Бродвей за четверть стоимости большинства мюзиклов того времени.
Композиторы и либреттисты могут сами устроить показ, забронировав кабаре или небольшой театр, и разослать приглашения всем, кто может по их мнению заинтересоваться проектом. И это лучший вариант, чем отправить сценарий в кучу таких же невостребованных работ.

Архивная фотография читки Feeling Electric, музыкальный очерк из которого вырос мюзикл Next to normal

Многие шоу не выходят за рамки мастерских. Например, в Нью-Йорке был воркшоп «Тетради смерти», но на Бродвее она так и не была поставлена до сих пор. Мюзикл Wise Guys Стивена Сондхайма в процессе воркшопа вызвал неоднозначную реакцию, после этого спустя 4 года, за которые спектакль переделывался, была полноценная региональная постановка уже под названием Bounce, но критика на неё сделала невозможным перенос на Бродвей, хотя до офф-Бродвея этот мюзикл и добрался спустя 5 лет и уже под названием Road Show.
Ева Ноблезада, мюзикл «Vanara», репетиция воркшопа. Мюзикл ещё в процессе разработки:

В поисках денег

Из-за постоянно растущих требований профсоюзов, меняющихся технологий и бюджетов на рекламу, даже относительно скромный бродвейский мюзикл стоит несколько миллионов долларов на производство, а в некоторых случаях эта сумма доходит до нескольких десятков миллионов. Чтобы собрать эти суммы, зачастую нужны объединенные усилия целой команды продюсеров. Каждый продюсер соглашается привлечь определенный процент необходимых денег, а затем провести одно или несколько торжественных мероприятий, на которых потенциальные инвесторы могут посмотреть ключевые моменты нового мюзикла в исполнении композиторов и / или вероятных актеров. Этот процесс может занять месяцы или даже годы, и нет никаких гарантий, что когда-либо будут собраны достаточные для постановки средства.

Кастинги

Большинство продюсеров начинают работу с несколькими звёздами, назначенными на ключевые роли, и режиссёр может захотеть пригласить некоторых актеров из проведенных воркшопов. Однако Актёрская ассоциация требует, чтобы на все роли проводились открытые прослушивания. Первая сцена мюзикла A Chorus Line как раз показывает такое открытое прослушивание.
Каждый актёр, который появляется в шоу на Бродвее или офф-Бродвее, должен быть членом Ассоциации. Хотя многие продюсеры жалуются на то, что профсоюз слишком требователен, но он предоставляет актёрам необходимую защиту: ушли в прошлое репетиции без оплаты, взимание платы с актёров за костюмы и увольнения без объяснения причин или какого-либо выходного пособия.
Уведомления о проведении открытых прослушиваний размещаются в штаб-квартире ассоциации и в таких изданиях, как Backstage, с объявлением о времени, месте и требованиях к роли (внешний вид, возрастной диапазон, необходимые навыки и т. д.). В назначенный день сотни актёров появляются в театре или репетиционном зале, чтобы зарегистрироваться и ждать своей очереди. Фактически, большинство открытых прослушиваний заканчиваются тем, что никого не нанимают. Но время от времени, кто-то получает шанс и его берут в каст или просят повторно пройти прослушивание.

Кадр из сериала Smash, сцена прослушивания

Репетиции

Когда актёры нового бродвейского мюзикла встречаются впервые, это обычно происходит в одной из главных репетиционных студий в Нью-Йорке. Режиссёр знакомит актёров с творческой командой и демонстрирует дизайны декораций, костюмов и рекламы. Затем актёры садятся за первое чтение сценария. В некоторых случаях композиторы исполняют всю или часть партитуры, особенно, если есть какие-либо недавно добавленные песни. В течение нескольких дней ставятся один или два номера, и привлекается пресса — это ключевая возможность для пресс-агента, чтобы заблаговременно привлечь внимание публики к проекту.
У большинства бродвейских мюзиклов репетиционный период длится от восьми до десяти недель. Но есть и исключения из-за сложной хореографии или по другим причинам. По регламенту профсоюза все исполнители получают полную зарплату с первой репетиции. Ранние репетиции проводятся с простым фортепианным сопровождением.
Во время репетиций режиссёр и хореограф постепенно шлифуют каждую сцену, чтобы она соответствовала их общему видению шоу. После нескольких недель прослушивания фортепианного сопровождения, актёрский состав и оркестр наконец встречаются для репетиции, это называется Sitzprobe. По мере приближения даты первого спектакля репетиции переходят в настоящий бродвейский театр, где можно объединить декорации, костюмы, освещение и оркестр. Количество технических и генеральных репетиций зависит от проекта. Последний прогон зачастую делается на аудиторию из приглашённых друзей и родственников.
Видео из репетиционных залов на Бродвее:

Превью

Некоторые шоу теперь начинаются с полномасштабных постановок в одном или нескольких региональных театрах. Другие продюсеры ставят превью на Бродвее, длящиеся от четырех до шести недель, предлагая за полную цену посмотреть новую постановку, работа над которой ещё не закончена.
Новые шоу обычно доделываются во время превью: песни, сцены и кусочки, которые смотрелись отлично во время репетиций, часто теряются на сцене. Время от времени заменяют исполнителя или даже сокращают роль. Когда у шоу серьёзные проблемы с тем как его принимает публика, могут быть добавлены новые песни и сцены, но это дорогое удовольствие. Во время превью также решаются возникающие технические проблемы.

Премьера на Бродвее

Сейчас нью-йоркские критики предпочитают ходить до премьеры на поздние превью, где смогут увидеть мюзикл с нормальной аудиторией и позволить себе несколько дней продумывать свои обзоры. Тем не менее, эти обзоры не могут быть обнародованы до официальной премьеры.
В честь открытия и в рекламных целях продюсеры проводят вечеринку, кульминация которой наступает, когда приходят обзоры, особенно важный — от New York Times. Если отзывы восторженные, продюсеры зачитывают их публике. Чем лучше отзывы, тем лучше остальная часть вечеринки.
Небольшое видео о премьере мюзикла Tina: The Tina Turner Musical:

Прокат мюзикла

Продюсеры, представители прессы и рекламная команда встречаются на следующее утро после премьеры, чтобы спланировать свою маркетинговую стратегию. Даже из большинства плохих отзывов можно добыть одну или две положительные цитаты, и у мудрых продюсеров есть резервный фонд для размещения дополнительных рекламных объявлений сразу после открытия шоу. Когда спектакль является явным заранее проданным хитом, обычно можно рассчитывать, что критики тоже сделают на это ставку и включат положительное высказывание даже в самый негативный обзор — ведь их цитата может появиться на лицевой стороне театра на долгие годы. Например, критик New York Times Бен Брэнтли ненавидел «Короля льва», но включил в свой обзор превосходное описание вступительного номера, которое цитировалось в их рекламе в течение многих лет.
Когда большинство отзывов отрицательные, и у мюзикла не слишком хорошо продаются билеты в предварительной продаже, разумные продюсеры обычно решают закрыть шоу, но очень редко это бывает сразу после открытия. Хотя и такое бывало, пример тому мюзикл Glory Days. Обычно дают мюзиклу второй шанс, пересматривая маркетинговую политику. «Бал вампиров» на Бродвее получил плохие отзывы от каждого из критиков, но продержался в течение нескольких недель — что привело к потере продюсерами ещё одного миллиона долларов.
Для многомиллионного производства может потребоваться несколько лет, чтобы вернуть свои инвестиции и, если повезёт, получить прибыль. Таким образом, настоящая задача состоит в том, чтобы сохранить шоу успешным на протяжении как можно более длительного времени, продюсеры и пресс-агенты постоянно должны находить способы заинтересовать публику. Популярные звёзды в касте, участие актёров в ток-шоу, упоминания в прессе, номинации и премии — всё это помогает сохранить название шоу в памяти у людей.

Триумфатор прошлого года на церемонии Тони — мюзикл Hadestown

Бюджет постановки

Каждый мюзикл имеет два основных бюджета: бюджет на производство и еженедельный бюджет. Производственный бюджет включает в себя всё необходимое вплоть до первого превью. Обычно от этапов разработки, которые могут включать чтения и воркшопы, до конца периода репетиций. В то время как еженедельный бюджет покрывает содержание шоу еженедельно. Как правило, сюда также входит бюджет на выплаты инвесторам исходя из графика окупаемости, который составляют, пытаясь предвидеть, сколько времени потребуется для того, чтобы шоу окупилось, исходя из того, насколько хорошо оно продаётся. Например, если мюзикл, продающийся на 60% валового кассового потенциала каждую неделю, может окупиться через 120 недель, то при продаже 100% валового потенциала он окупится уже за 20 недель.
Типичный бюджет производства бродвейского мюзикла в среднем составляет 8-12 миллионов долларов, немузыкальный спектакль может стоить 3-6 миллионов долларов, а для мюзикла на офф-Бродвее бюджет в 2 миллиона долларов — это довольно щедро. Современное высокотехнологичное шоу может стоить в разы дороже, бюджет мюзикла Spider-man: Turn off the Dark достиг 80 миллионов долларов. Как и мюзиклы со звёздным актёрским составом и большим оркестром; и наоборот, камерная постановка с минимальным количеством актёров будет стоить намного дешевле.
Типичный производственный бюджет состоит из следующих категорий:

      Творческие взносы (режиссёр, хореограф, художник по костюмам, художник по свету, звукорежиссёр, сценический дизайнер, гримёр, музыкальный руководитель, аранжировщик, кастинг-директор): 700 000$
      Художественные оклады (зарплата актёрам и режиссёрам, репетиции музыкантов, оркестровки, льготы и профсоюзные взносы на здравоохранение / соц.обеспечение): 2 000 000$
      Производственные оклады (сценическая бригада, помощники по производству, льготы и налоги на зарплату): 250 000$
      Оклад менеджеров: 350 000$
      Расходы на репетиции: 300 000$
      Декорации (материалы, автоматизация, аренда, перевозка) 600 000$
      Костюмы (ткань, обувь, парики, украшения и т. д.): 300 000 $
      Свет: 150 000$
      Звук: 250 000$
      Музыка: 350 000$
      Реклама (печать, телевидение, радио, наружная реклама, интернет, почтовая рассылка, графический дизайн, пресс-агент, фотограф, вечеринка в честь открытия): 450 000$
      Административные траты (вознаграждение продюсеров, юридические и бухгалтерские услуги, страхование, транспорт, касса): 1 000 000$
      Авансы (драматург, композитор, автор текстов, режиссёр, хореограф, сценограф, художники по костюмам и свету): 1 500 000$
      Выплаты и депозиты (профсоюзам и другим организациям, таким как Actors' Equity, Local 1, Local 764, Local 802, ATPAM): 700 000$

В производственный бюджет также включают резерв (от 10 до 15% от общего бюджета), который не будет израсходован и будет зарезервирован в качестве гарантии от еженедельных потерь после премьеры): обычно он составляет 1 млн. долларов.

Теперь о недельном бюджете. Естественно, продюсеры хотят, чтобы валовые кассовые сборы превышали еженедельные эксплуатационные расходы, получая прибыль каждую неделю, которая может быть направлена ​​на возврат капитала их инвесторам. Основная часть эксплуатационных расходов не сильно колеблется в неделю — зарплаты будут оставаться более или менее постоянными, как и административные и ведомственные сборы, но есть ещё еженедельные гонорары, с ними всё сложнее.
Любой, кто вносит свой вклад в создание мюзикла, будь то исполнительный продюсер или художник по свету, получает еженедельную выплату роялти. Это касается в том числе и региональных постановок мюзикла, и туров. Тем не менее, эти выплаты не зафиксированы в недельном бюджете. Например, если шоу продается плохо и не приносит больших доходов от кассовых сборов, многие из креативной команды могут отложить получение платежа, который они обычно получают каждую неделю за свой вклад в шоу, и теоретически он будет возвращен им, когда показатели начнут улучшаться. Но поскольку подавляющее большинство шоу на Бродвее не окупается, те, кто решит отложить роялти, скорее всего, никогда не увидят эти деньги.
Обычно еженедельные расходы мюзикла на Бродвее составляют от 250 000 до 650 000 долларов, на офф-Бродвее этот диапазон значительно ниже — от 50 000 до 100 000 долларов. Спектакли обходятся дешевле, чем мюзиклы, так как не требуют оркестра и каст состоит из меньшего количества людей.

Типичный еженедельный бюджет будет состоять из следующих категорий:

      Заработная плата (актёры, ансамбль, резерв, менеджеры сцены, музыкальный директор, режиссёр, пресс-агент, маркетинг, репетиции, налоги и обслуживание): 150 000$
      Реклама (печать, радио, телевидение, наружная реклама, трансляции, сайт): 100 000$
      Технические затраты (автоматизация, реквизит, электрика, звук, гардероб, грим и т. д.): 5 000$
      Аренда оборудования: 40 000$
      Театральные расходы (операционные расходы, уборка, кондиционирование, кассиры, помощники): 130 000$
      Административные расходы (гонорар генерального директора, исполнительного продюсера, юридический и бухгалтерский учет, телефонные и почтовые расходы): 20 000$
      Гарантии роялти: 10 000$

Может показаться, что постановка, производственный бюджет которой был 6 миллионов долларов, имеет больше шансов окупиться, чем та, чей производственный бюджет превысил 12 миллионов. Однако, реальным ключом к успеху являются как можно более низкие еженедельные расходы и как можно более высокий показатель продажи билетов.

Афиши Бродвея

Гарантии успеха, статистика

Невозможно предсказать, чем закончится постановка мюзикла: потрясающим успехом как «Гамильтон» или же впечатляющим провалом, как многие-многие другие мюзиклы, например, Spider-Man. Поэтому большинство новых постановок основано на каком-то уже существующем бренде будь то фильм, группа, или книга. Гораздо сложнее рекламировать оригинальный проект, чем то, что уже знают и любят многие. Хотя тут также есть вопрос, как определить категорию, к которой отнести мюзикл. Например, Be more chill — адаптация романа, но произведение не было настолько популярно, чтобы это повлияло на рекламу и продажи. Напротив, мюзикл The Book of Mormon — полностью оригинальный, но огромное влияние на продажи оказал тот факт, что создатели мюзикла широко известны, как создатели популярного мультсериала «Южный парк».

Небольшая выборка данных по спектаклям, которые шли на Бродвее за последние 5 лет

За последние 30 лет 82% новых мюзиклов на Бродвее были адаптациями, только 18% основаны на оригинальной идее. Среднее количество шоу в прокате адаптации за последние 30 лет составляет 644 выступления. Среднее количество шоу в прокате оригинального мюзикла составляет всего 331 спектакль.
7 из этих оригинальных мюзиклов закрыты в течение одной недели или меньше.
83% всех победителей премии Best Musical Tony Award за последние 30 лет были адаптациями, но это в целом примерно соответствует количественной статистике мюзиклов, исходя из источника.
В интервью для Yahoo Finance один из ведущих продюсеров «Гамильтона» Джилл Фурман сказала: «Восемьдесят процентов шоу на Бродвее не окупают затраты. Это похоже на инвестирование в предпринимательский стартап, потому что уровень успеха этих компаний также составляет около 20%».

Инвестиционный мир Бродвея относительно невелик и в значительной степени основан на отношениях. Традиционно ведущие продюсеры, как Фурман, передают ответственность за сбор средств небольшой группе сопродюсеров, которые и находят инвесторов. Она говорит, что обычно работает с благотворителями, которые вносят что-то от 10 тысяч до 2 миллионов долларов.

Что можно посмотреть и почитать на тему:

      Телесериалы Smash, Fosse/Verdon, Encore!
      Мюзикл The Producers / «Продюссеры».
      Мюзикл A Chorus Line.
      The Ultimate Broadway Musical List Book, автор Steven M. Friedman.
      Everything Was Possible: The Birth of the Musical Follies, Chapin, Ted, 2003.
      OK! The Story of Oklahoma!, Max Wilk, 1993.