22 марта 2020 года Стивен Сондхайм отпразднует свой юбилей. Обладатель 8 наград «Тони», 8 «Грэмми» и Пулитцеровской премии внёс огромный вклад в развитие музыкального искусства. За выдающиеся творческие заслуги композитора, Королевский Лондонский театр в Вест-Энде будет переименован и получит имя Стивена Сондхайма. Чем же так прославился композитор?
Стивен Сондхайм вошёл в историю музыкального театра, как великий экспериментатор и новатор. В своих работах он никогда не повторялся. Композитор стремился раздвинуть рамки привычного и привнести в музыкальный театр что-то новое. Он смело смешивал музыкальные стили и создавал шоу с абсолютно новым настроением. Но давайте вернёмся в то время, когда Стивен Сондхайм ещё не был знаменит — к самым истокам его жизни.

Юные годы:

Стивен Сондхайм появился на свет в еврейской семье в Нью-Йорке 22 марта 1930 года. С ранних лет будущий композитор тяготел к музыке. Будучи ещё четырёхлетним малышом, он на слух подбирал несложные мелодии. А к семи годам мальчик уже вовсю осваивал нотную грамоту.

Стивен Сондхайм в детстве (мальчик за пианино)

Из-за развода родителей в девять лет Стивен Сондхайм был вынужден переехать с матерью в Пенсильванию, где его соседом по дому стал знаменитый сценарист и поэт-песенник Оскар Хаммерстайн II. Встреча с ним оказалась для Стивена судьбоносной. Либреттист стал для будущего композитора не просто другом и наставником, но фактически самым близким для него человеком. Дело в том, что отношения с матерью у Стивена были весьма натянутые. По словам композитора, она была «настоящим монстром». Впоследствии мать Стивена станет прототипом многих его отрицательных женских персонажей.

Стивен Сондхайм вместе с наставником

Первый свой мюзикл Стивен Сондхайм написал в школьные годы. Популярное среди сверстников сатирическое произведение «By George» в пух и прах раскритиковал Оскар Хаммерстайн. Наставник сказал, что в жизни не видел шоу хуже и объяснил Стивену, что не так в его произведении. Сондхайм позже признался, что в тот день узнал о музыкальном театре больше, чем большинство людей за всю жизнь.
После окончания школы будущий композитор поступил в Уильямс Колледж (Williams College), где прослушал сразу два курса: математики и теории музыки. Несмотря на двойную нагрузку, он в 1950 году с блеском закончил учёбу и был удостоен стипендии Хатчинсона, благодаря которой, получил возможность заниматься у американского композитора-авангардиста Милтона Бэббита.

Творческое становление

В начале 50-х Стивен переезжает в Лос-Анджелес и пишет сценарий для телесериалов «Топпер» и «Последнее слово». После он возвращается в Нью-Йорк и пробует свои силы в качестве композитора. Но из-за смерти продюсера, его дебют не состоялся. Первый профессионально написанный мюзикл «Субботний вечер» долгие годы «пролежал в столе»: премьера прошла в Лондоне лишь в 1997 году. Тем не менее эта работа имела важное значение в его последующей жизни. Леонард Бернстайн, услышав запись из мюзикла «Субботний вечер», пригласил Стивена в качестве либреттиста в свой проект «Вестсайдская история».

Стивен Сондхайм и Леонард Бернстайн, 1956

Изначально композитор рассматривал Сондхайма лишь в качестве соавтора, но во время совместной работы над проектом его поразила поэзия молодого автора либретто, и он в дальнейшем даже попросил убрать своё имя из театральной программки. Шоу «Вестсайдская история» произвело настоящий фурор на Бродвейской сцене в 1957 году. Создатели постановки расширили рамки самого понятия мюзикл: превратили его из «лёгкого» музыкально-комедийного жанра в серьёзный музыкально-драматический.
Оригинальный альбом мюзикла «Вестсайдская история»,1958 г., слушайте здесь.

Слева направо: Стивен Сондхайм, Артур Лоуренс, Харольд Принс, Роберт Гриффит, Леонард Бернстайн и Джером Роббинс во время работы над «Вестсайдская история»

Следующий театральный проект «Gypsy» (Цыганка), в котором Сондхайм вновь выступил в роли автора либретто, также имел немалый успех.
Прослушать альбом мюзикла «Gypsy» 1959 г.

Наконец, в 1962 году произошёл дебют Стивена в качестве композитора. Музыкальная комедия «Забавная история, случившаяся по дороге на форум» принесла ему первую премию «Тони» за лучший мюзикл. В 1966 году вышла киноверсия шоу, правда, многие арии в картину не вошли.
Трейлер киноверсии мюзикла «Забавная история, случившаяся по дороге на форум»:

Середина-конец 60-х годов не принесла композитору каких-либо значительных успехов. Его мюзикл «Свистеть может каждый» (1964 г.) в стиле абсурдной комедии не продержался и 10 показов. А для музыкального шоу «Исключение и правило» (1968 г.) — новой совместной работы Стивена Сондхайма и Леонарда Бернстайна — и вовсе не нашлось продюсера.

Расцвет карьеры

Золотым периодом творчества Стивена Сондхайма смело можно считать 70-е годы. Именно в это время он тесно сотрудничает с продюсером Харольдом Принсом. Их первый совместный проект «Компания» (1970 г.) был тепло принят критиками и театральной публикой. За необычную музыку, философскую, порой излишне серьёзную, лирику и за отсутствие ярко выраженной сюжетной линии, представление стали называть «концептуальным». Постановка получила шесть премий «Тони», а также выиграла премию «Драма Деск» ( Drama Desk Award). В 1971 году был выпущен альбом с записью постановки, за который Сондхайм получил свою первую «Гремми».

Оригинальная постановка мюзикла «Компания»

Интересный факт: когда Сондхайм писал мюзикл «Компания», пьесу об убеждённом холостяке и его женатых друзьях, он не был женат и даже не состоял в отношениях. Всю информацию для сюжета композитор черпал из разговора со своими друзьями.
Здесь альбом оригинальной бродвейской постановки «Компания»

В 1973 году творческий тандем выпускает очередной хит — шоу «Маленькая серенада» за которое Стивен Сондхайм был награждён премией «Тони». Журнал «Time» назвал мюзикл «самым блестящим достижением Сондхайма на сегодняшний день». А ария «Пришлите клоунов» («Send in the Clowns») стала настоящим хитом.
Одна из самых популярных песен своего времени — «Пришлите клоунов»:

В 1976 году, смешав традиционный японский театр с бродвейским, Стивен Сондхайм и Харольд Принс выпустили шоу «Тихоокеанские увертюры». Постановка была наполнена азиатскими мотивами. В представлении приняли участие японские исполнители.
Ария «Please Hello» из «Тихоокеанские увертюры» в исполнении оригинального актерского состава:

Но окончательно завоевали Бродвей Стивен Сондхайм и Харольд Принс в 1979 году. Первый бродвейский хоррор-мюзикл «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит» получил восемь премий «Тони». Критик Дуглас Ват из «Дэйли Ньюз» назвал шоу поразительным театральным явлением и самым озорным мюзиклом Сондхайма. Постановка также с успехом шла в Лондоне в Королевском национальном театре. В 2007 году кровавое шоу о сумасшедшем парикмахере было экранизировано. Режиссёром фильма выступил Тим Бёртон, а роль Тодда в мюзикле исполнил Джонни Депп. Ария из мюзикла «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит»:

Творческий тандем распался в 1981 году, когда их совместный проект «Мы едем, едем, едем» постигла неудача: шоу закрылось, не продержавшись даже двух недель. Тогда Стивен Сондхайм обратился с предложением о сотрудничестве к режиссёру Джеймсу Лапину. В результате их совместной работы было создано музыкальное шоу «Воскресенье в парке с Джорджем» (1984 г.), за которое Сондхайм в 1985 году получил Пулитцеровскую премию.
Оригинальный состав мюзикла «Воскресенье в парке с Джорджем» слушайте здесь.

Следующим совместным проектом Стивена Сондхайма и Джеймса Лапина стал мюзикл «В лес» (1987 г.), в котором детские сказки предстают в неожиданной трактовке. Постановка была удостоена трёх премий «Тони». В 2014 году была выпущена киноверсия шоу — «Чем дальше в лес», для которой Стивен Сондхайм специально написал пару новых песен.
Трейлер киноверсии мюзикла «Чем дальше в лес»:

Шоу «Страсть» (1994 г.) — стало последним совместным проектом Сондхайма и Лапина. Представление продержалось на сцене 280 показов и стало самым коротким шоу, получившим премию «Тони» в номинации «Лучший мюзикл».

Поздние работы

В 90-е годы Сондхайм продолжает работать, смело смешивая разные жанры с остроумной и острой лирикой. Не все его работы получили одинаковое признание публики. Постановка «Убийцы» 1990 года, основанная на рассказах о девяти убийцах президента США, выдержала всего 73 показа. Правда, впоследствии, в 2004 году, шоу всё же добьётся успеха на Бродвее.
Ария «Something Just Broke» из мюзикла «Убийцы», 2004:

В 2003 году, после довольно длительного перерыва, Сондхайм вернулся в театр с мюзиклом «Кураж», повествующем о приключениях двух братьев в начале XX века. Постановка не добилась особого успеха. Однако пять лет спустя была выпущена пересмотренная версия мюзикла, которая оказалась намного лучше оригинала.

В 2010 году, в честь 80-летия композитора, Бродвейский театр Генри Миллера был переименован в театр Стивена Сондхайма. Также в честь юбилея было проведено много концертов. «Нью-Йоркская филармония», для которой композитор был дирижёром в 1960-х годах, организовала концерт под названием «Sondheim: The Birthday Concert». В нём было много произведений Сондхайма. Некоторые арии из мюзиклов композитора исполнили артисты, участвовавшие в оригинальных постановках.

В 2013 году Сондхайм сотрудничал с Уинтоном Марсалисом для специального шоу «Кровать и стул: любовный роман в Нью-Йорке» — истории о людях, которые пытаются найти любовь в большом городе, но тени прошлого не дают им обрести желанное счастье.
Отрывки мюзикла «Кровать и стул: любовный роман в Нью-Йорке»:

Для постановки Стивеном Сондхаймом было написано около 24 сочинений, каждое из которых впоследствии было пересмотрено Марсалисом.

В 2015 году Стивен Сондхайм был награжден президентской Медалью «Свободы»

Творчество композитора и сегодня не потеряло своей актуальности. Его мюзиклы ставятся на мировых театральных площадках и в оперных залах. О каком мюзикле композитора вы бы хотели узнать подробнее? Оставляйте ваши комментарии.
А пока, читайте на нашем сайте о первой серьезной работе Стивена Сондхайма в качестве автора либретто «Вестсайдская история».