Некоторые ошибочно считают, что Пит Таунсенд стал основоположником жанра рок-оперы. Первыми все же стали участники британской группы The Pretty Things с концептуальным альбомом S. F. Sorrow (1962). «Томми» стал первым коммерчески успешным проектом в своем направлении. После этого по всему миру начала распространяться популярность жанра рок-оперы.
Не так давно стало известно, что популярный бродвейский мюзикл скоро вновь вернется на театральные подмостки. Первые показы предположительно состоятся в 2021 году — это пока единственная информация, опубликованная на официальном сайте постановки.

Работа над рок-оперой

Британская рок-группа The Who всегда покоряла своих поклонников новаторствами и безумными поступками. Но уже через несколько лет после первых выпущенных песен и концертов для коллектива наступил кризис. Коммерческий успех The Who пошел на спад. Музыканты понимали, что для выхода из сложившейся ситуации им необходимо создать что-то действительно яркое, неординарное. Например, записать концептуальный альбом, песни из которого идеально составляли бы единое целое, но при этом могли бы быть равноценными и по отдельности.
Идею для пластинки предложил лидер группы Пит Таунсенд. Он придумал историю о жизни слепоглухонемого мальчика, живущего в своем иллюзорном мире. На этот сюжет Таунсенда вдохновило учение Мехера Бабы — индийского духовного учителя, занимавшегося благотворительностью и работавшего с бедняками и людьми с различного рода отклонениями в развитии.
О работе над альбомом «Глухой, немой и слепой мальчик»/Deaf, Dumb and Blind Boy общественности стало известно из интервью Таунсенда изданию The Rolling Stones в 1968 году. Музыкант во всех подробностях рассказал журналистам сюжет, который должен связать все композиции. Вышедший материал «связал руки» музыкантам — они не могли кардинально изменить сюжетные повороты.
Название альбома менялось не один раз. Среди рабочих вариантов были Amazing Journey, Journey Into Space, The Brain Opera, Omnibus. В результате пластинка была выпущена в 1969 году под названием «Томми»/Tommy (послушать альбом можно здесь) — по имени главного героя. Музыканты определили жанр своего альбома как рок-опера.

Альбом включал в себя 24 композиции, записанные на двух пластинках

Киноверсия рок-оперы

«Томми» разделил критиков на два лагеря. Одни называли альбом революционным и верили, что этот релиз способен изменить рок-музыку. Другие говорили, что новый проект The Who — худшее, что могло случиться с роком, и ругали Таунсенда за плохую проработку персонажей и расплывчатость повествования.
Каждая песня, которая входит в альбом, отражает жизненно важные события и эмоции в судьбе мальчика. Композиции оставляли у слушателей чувство недосказанности. Люди были вынуждены сами додумывать некоторые образы и детали сюжета.
Ясность и конкретику в историю Томми внес фильм режиссера Кена Рассела. Картина вышла на экраны в 1975 году, спустя два года после премьеры киноленты «Иисус Христос суперзвезда». Специально для картины Пит Таунсенд написал шесть новых композиций и изменил некоторые элементы повествования.

В фильме свои имена получили Нора и Фрэнк. В рок-опере эти герои обозначались как «мать Томми» и «любовник матери»

На главную роль сразу был утвержден солист The Who Роджер Долтри. Вокруг остального актерского состава фильма долгое время не утихали слухи. Участие в картине приписывали Дэвиду Боуи и Барбаре Стрейзанд.
Изначально роль кислотной королевы досталась Мику Джаггеру, но музыкант отказался исполнять чужие песни. В результате этого персонажа исполнила Тина Тернер, недавно выпустившая свой новый сольный альбом Acid Queen, в который вошли две композиции, написанные Таунсендом.
Роль чародея пинбола в картине исполнил Элтон Джон. Но, перед тем, как согласиться на участие, исполнитель поставил условие — он снимется в ленте только если ему разрешат оставить огромные ботинки его героя.

Те самые ботинки Doc Martens, ради которых Элтон Джон согласился на участие. Исполнитель продал их в 1988 году, сейчас они являются музейным экспонатом

Также в окончательный каст фильма вошли Энн-Маргрет, Оливер Рид (хотя ранее сообщалось, что роль Фрэнка исполнит барабанщик The Who Кит Мун), Пол Николас, Эрик Клэптон, Джек Николсон.
Картина вышла на экраны в 1975 году, спустя два года после премьеры киноверсии нашумевшей рок-оперы «Иисус Христос суперзвезда».

«Томми» был номинирован на премии «Оскар» и «Золотой глобус». Последней награды удостоилась Энн-Маргарет за лучшую женскую роль в комедии или мюзикле.

Сюжет фильма

Нора и полковник Уолкер безумно любят друг друга. Казалось бы, ничто не может их разлучить. Но в счастливую семейную жизнь вмешивается война. Полковник вынужден уйти на фронт, а Нора остается работать в тылу. После очередного сражения девушка получает письмо — похоронку на своего мужа. Война заканчивается, вся страна празднует победу. В этот же день у Норы рождается сын, которого она называет Томми.
Через несколько лет Нора привозит мальчика в оздоровительный лагерь. Там она знакомит его с дядюшкой Фрэнком — работником учреждения. Они очень много времени проводят вместе и за время отдыха очень привязываются друг к другу. Домой они возвращаются уже втроем.
Однажды ночью Томми видит (во сне или наяву?) своего отца — полковника Уолкера, вернувшегося с войны. Сгораемый любопытством Томми идет за мужчиной и видит, как любовник матери — тот самый Фрэнк, убивает Уолкера. Мальчик шокирован увиденным. Нора и Фрэнк начинают успокаивать ребенка и убеждать его в том, что на самом деле он ничего не видел и не слышал. После этого происшествия Томми внезапно теряет слух, зрение и речь. Даже по прошествии многих лет Нора и Фрэнк не оставляют попыток излечить Томми. Но ему не помогает ни поклонение всеисцеляющей статуе богини Мерилин Монро, ни визит к «кислотной королеве». Со временем мать и отчим устают от сына и постоянного ухода за ним и частенько оставляют его на попечение кузену Кевину и дяде Эрни. Пользуясь слабостью Томми, родственники подвергают его физическому и сексуальному насилию.

Чтобы вылечить Томми, Фрэнк отправляет его к «кислотной королеве» — проститутке, которая накачивает главного героя наркотиками (Тина Тёрнер)

Лишившись практически всех основных органов чувств, Томми живет в своей реальности, центром которой является зеркальный круг. Однажды он следует за собственным отражением и натыкается на пинбольный автомат. Утром за игрой его находят полицейские. Слухи о слепоглухонемом парне, играющем в пинбол, быстро подхватывают газеты. Пользуясь лишь своей интуицией, Томми становится чемпионом мира. Деньги льются рекой, на пинбольные соревнования с его участием приходят сотни фанатов.
Нора и Фрэнк предпринимают еще одну попытку исцелить Томми. Они отдают кругленькую сумму за его обследование, по результатам которого врач заключает — молодой человек совершенно здоров. Чтобы вновь вернуться к полноценной жизни, ему нужно разрушить грань, которая разделяет два мира.

Бродвейский мюзикл «Томми»

В 1991 году к Питу Таунсенду обратились представители театральной группы PACE с вопросом о приобретении прав на создание адаптации рок-оперы «Томми». Тогда же музыканта познакомили с американским режиссером Десом МакАнуффом. Вместе они начали работать над проектом.
При создании мюзикла авторы опирались на историю, рассказанную в альбоме, поэтому мюзикл по сюжету несколько отличается от фильма. Одно из главных отличий заключается в том, что полковник Уолкер действительно возвращается живым с войны и на глазах Томми убивает любовника своей жены.

Авторы мюзикла Пит Таунсенд и Дес МакАнуфф

Премьера постановки состоялась уже в 1992 году в Сан-Диего, Калифорния. Затем мюзикл переехал на Бродвей. Специально для нью-йоркской сцены Таунсенд и МакАнуфф частично переписали либретто, чтобы лучше передать внутренний мир главного героя. Официально шоу открылось в St. James Theatre 22 апреля 1993 года после двух недель предпоказов. В оригинальный бродвейский каст входили Майкл Серверис, Марсия Митцмэн, Джонатан Докучиц, Шерил Фриман.
Последний раз «Томми» был представлен зрителям 17 июня 1995 года. В общей сложности, на бродвейской сцене состоялось 899 показов. В 1993 году Дес МакАнуфф получил американскую театральную премию «Тони» за лучшую режиссуру.
После закрытия постановки МакАнуфф возродил мюзикл в 2013 году специально для Страдфордского Шекспировского фестиваля в Канаде, но это было лишь возвращение на несколько показов.

Осенью 2019 года стало известно, что мюзикл «Томми» вновь представят на бродвейской сцене. Как сообщает The Rolling Stones, над проектом по-прежнему будет работать режиссер Дес МакАнуфф.