За свою творческую карьеру Коул Портер написал большое количество партитур для бродвейских шоу и голливудских фильмов. Композитора давно уже нет в живых, но его музыка продолжает звучать на театральных подмостках и эстрадных сценах. В 2018 году Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии вдохнул новую жизнь в мюзикл композитора «Канкан».

Сюжет мюзикла

Действие спектакля переносит зрителя во Францию 1893 года в район Монмартра, где находится кабачок Симоны Писташ «Bal du Paradis». Молодой, консервативный судья Аристид Форестье узнаёт о том, что в этом заведении танцуют запрещённый танец канкан. Возмущённый до глубины души мужчина использует всё своё влияние, чтобы закрыть кабачок. Даже направляет туда полицию для расследования. Но все его усилия напрасны: офицеры пленены прекрасной Симоной и её очаровательными танцовщицами. Тогда Аристид решает отправиться в «Bal du Paradis» лично, но и сам попадает под чары его владелицы.

Трейлер мюзикла «Канкан»

Трейлер мюзикла «Канкан»

История создания

Сегодня мюзикл «Канкан» стойко ассоциируется с именем Коула Портера. Но не многие знают, что постановка увидела свет лишь благодаря продюсеру Сайю Фойеру, который был идейным вдохновителем и, по сути, двигателем этого творческого проекта. Именно он обратился к Коулу Портеру с предложением поставить на бродвейской сцене театральное шоу, пропитанное духом Парижа. Он же, вместе с сопродюсером Эрнестом Мартином, уговорил поучаствовать в проекте автора либретто Эйба Берроуза, с которым они уже до этого успешно сотрудничали в проекте «Guys & Dolls». Нужно сказать, что согласился тот не сразу. Дело в том, что Эйб не только никогда не посещал Париж, но и ни разу не выезжал за пределы США. И он просто не мог представить себе, как будет писать диалоги для французских персонажей. Однако, предложение продюсеров отправить его для исследования на несколько месяцев во Францию склоняет Эйба к принятию положительного решения. Новость же о том, что музыку для мюзикла согласился написать Коул Портер, окончательно развеивает его сомнения. Также в постановочную группу Сайем Фойером был приглашён Майкл Кидд, чья хореография ранее способствовала успеху «Guys & Dolls».

Композитор мюзикла «Канкан» Коул Портер

Изначально ключевую роль в повествовании должна была играть известная модель Тулуз-Лотрека — Ла Гулю. Но во время работы над мюзиклом создателями выяснилось, что в прежние времена обитатели якобы беззаботного Монмартра сталкивались с суровой цензурой, и идея мюзикла была изменена. В основу сюжета лёг энергичный и скандальный танец «канкан». Вся история закручивается вокруг его запрета. Постановка поднимает извечные темы: свободы, чести и любви.
Коул Портер, как человек творческий, ушёл в создание музыки с головой. По словам Эйба Берроуза, он мог позвонить ему в любое время, даже глубоко за полночь, чтобы задать ритм. Работа у творческого тандема складывалась следующим образом: композитор напевал ритм, после чего писались тексты и лишь затем, на слова, сочинялась музыка.

Ария Can-Can, которую Коул Портер пишет в тяжёлое для него время

В начале 50-х годов, которые приходятся на создание мюзикла «Канкан», Коул Портер страдал от затяжной депрессии. И это несмотря на то, что в эти годы он находился на пики своей карьеры, благодаря постановке «Kiss Me, Kate». Его изматывали сильные боли от частых хирургических операций (В 1937 году во время верховой езды произошёл несчастный случай, после которого композитор так и не смог оправиться), не давали покоя конкуренция и страх прослыть «немодным», «устаревшим» композитором. Но, пожалуй, одной из важнейших причин депрессии Коула стала смерть его матери в 1952 году. Он был вызван к её смертному одру, но так и не успел проститься. Многие биографы сходятся во мнении, что именно в это время, находясь на веранде семейного дома, он написал стихи для задорной арии «Канкан» («Can-Can»). Композитор искал и находил утешение в музыке, но даже в работе над весёлой постановкой, его печаль нет-нет, да и прорывается, что отчётливо слышно в арии «Allez-vous-en».

Ария «Allez-vous-en» в исполнении Кей Старр 1953 г.

Несмотря на то, что либретто Эйба Берроуза временами более бродвейское, чем подлинно французское, Портеру удалось наполнить свою музыку тематическими аллюзиями на Париж Иветты Гильбер и Жака Оффенбаха, а тексты французским языком и идиомами.

Репетиция с актёрами и творческим коллективом мюзикла «Канкан»

Интересно, что композитор при подборе артистов учитывал не столько их образование, сколько свойства их голосов. Так, Лило, исполнительница роли мадемуазель Писташ, никогда не брала уроков вокала. Но Коулу Портеру понравился её низкий тембр голоса, и специально для неё он написал песню I Love Paris / «Я люблю Париж».

Ария I Love Paris в исполнении Лило

Премьера «Канкан» состоялась в марте 1953 года в Филадельфии, где спектакль шёл шесть недель. А 7 мая этого же года мюзикл был поставлен в театре Шуберта в Нью-Йорке. На бродвейской сцене постановка шла два года. За это время было сыграно 892 спектакля. Главную роль мадемуазель Писташ исполнила французская певица Лило. Второстепенную, но как показало время, более звёздную роль Клодин — Гвен Вердон. Несмотря на довольно неоднозначные отзывы критиков, постановка полюбилась театральной публике, а песни из мюзикла стали настоящими хитами и исполнялись знаменитыми артистами того времени: Фрэнком Синатром, Эллой Фицджеральд, Джуди Гарленд, Бингом Кросби и многими другими.
Постановка была удостоена двух премий «Тони»: «за лучшую хореографию» (Майкл Кидд) и «за лучшую женскую роль в мюзикле» (Гвен Вердон).

Исполнительница роли Клодин — Гвен Вердон

Как отмечал театральный историк Рекс Баннетт, роль Клодин многим принесла славу и стала наиболее звёздной ролью мюзикла. Она сделала знаменитой Гвен Вердон, чьи выступления в танцевальных номерах «Garden of Eden Ballet» и «Apache Dance» стали настоящей легендой. В лондонской версии (1954 г.) принесла популярность Джиллиан Линн, которая в будущем стала хореографом оригинальных постановок «Кошки» и «Призрака Оперы». А Джени Ди, Лондонская Клодин 1988 г., и сегодня является одной из ведущих британских актрис мюзиклов и кино.
Спустя семь лет после премьеры «Канкан» киностудия «20th Century Fox» выпустила киноверсию мюзикла с участием Ширли Маклейн (Симона Писташ) и Фрэнка Синатры (в новой написанной специально для него роли Франсуа Дюрне). Но сценарий был сильно перекроен и имел мало общего с оригиналом: были добавлены новые сюжетные линии, существенно урезана роль Клодин. Кроме того, часть песен в фильме была заменена песнями из более ранних мюзиклов Портера. Несмотря на успешную премьеру, фильм не окупился и провалился в прокате.

Сцена из фильма «Канкан». Фрэнк Синатра исполняет арию C'est Magnifique

В 1981 г. Эйбом Берроузом и Роланом Пети была предпринята попытка возродит мюзикл, но на бродвейской сцене постановка продержалась всего пять спектаклей. Главную роль исполнила Зизи Жанмер (жена Ролана Пети), чей английский был столь плох, что порой зритель её просто не мог понять. Шутки были несмешными, а романтическая линия неубедительной.
Пожалуй, одной из самых лучших и наиболее приближённых к оригиналу версий «Канкан» считается концертная версия мюзикла 2004 года с участием Пэтти Люпон (в роли мадемуазель Писташ), Майкла Нури (судья Аристид Форестье) и Шарлотты Д’Амбуаз (Клодин). Режиссёром выступил Лонни Прайс, а за хореографию отвечала Мелинда Рой.

Пэтти Люпон в версии 2004 года исполняет арию I Love Paris

В 2014 году на бродвейской сцене «Paper Mill Playhouse» произошло возрождение мюзикла «Канкан» с участием Кейт Болдуин (Писташ), Джейсона Данили (Аристид) и Меган Сикоры (Клодин). Постановка шла один театральный сезон. Режиссёр и сценарист Дэвид Ли совместно со сценаристом Джоэлом Филдсом внесли изменение в сюжет Эйба Берроуза. Так, в новой версии мадемуазель Писташ для Аристида не незнакомка, а первая юношеская любовь. Изменения в сценарии вызвали недоумение у критиков, но пришлись по душе театральной публике.

Версия «Канкан» 2014 г. на сцене театра Paper Mill Playhouse

Мюзикл «Канкан» в России

В 2018 г. Санкт-Петербургский театр музыкальной комедии анонсировал премьеру мюзикла «Канкан». Над театральным шоу работал венгерский режиссёр KERO (Миклош Габор Кереньи) и музыкальный руководитель и дирижёр Алексей Нефёдов, известные своими совместными работами в проектах «Джекилл и Хайд» и «Граф Монте-Кристо».
Постановщики постарались максимально приблизить новую версию к оригиналу, сохранить авторский текст и музыку с лёгкой джазовой интонацией. Партитура мюзикла была выписаны из Нью-Йорка. Это были те самые ноты, по которым в 1953 году готовилась премьера «Канкан» на Бродвее. Хореографом Викторией Барта поставлены танцы в смешанном стиле. Бесспорно – это канкан, но канкан немного иной. Помимо классических элементов: знаменитых махов, вращения на одной ноге и колеса – в танцах также присутствуют приёмы стиля VOGUE. И знакомый всем канкан становится танцем не только «ног», но и «рук».
Премьера мюзикла состоялась 26 октября 2018 года. Лёгкая, динамичная, полная искромётного юмора и зажигательных танцевальных номеров музыкальная комедия покорила сердца театральной публики.

Премьера российской версии мюзикла «Канкан»

Для того чтобы каждый окунулся в атмосферу Монмартра и почувствовал себя непосредственными участниками богемной жизни Парижа, границы сцены были стёрты — действие спектакля частично перенесено в зал. Режиссёр смело заигрывает с театральной публикой. Зрители в мюзикле не просто молчаливые наблюдатели, но порой и непосредственные участники спектакля.

Актёры и роли

Роль блистательной хозяйки кабачка «Bal du Paradis» Симоны Писташ на премьерном показе исполнила Наталия Диевская. Кирилл Гордеев предстал перед зрителями в образе строгого блюстителя правосудия Аристида Форестье. Очаровательную кокетку и мечтательницу Клодин, готовую на всё ради своего любимого мужчины, сыграла Вера Свешникова. Её партнёрами по сцене выступили: Александр Суханов в образе темпераментного грузинского скульптора Бориса и Игорь Кроль в роли напыщенного, самовлюбленного критика Жюссака.

Ария Симоны и Аристида «C'est Magnifique» в исполнении Наталии Диевской и Кирилла Гордеева