Режиссёр Лев Рахлин долгие годы мечтал поставить на театральной сцене спектакль по роману современного итальянского писателя Алессандро Барикко «Шёлк». В 2019 году ему удалось воплотить свою задумку в жизнь.

Краткое содержание мюзикла «Шёлк»

События спектакля разворачиваются в середине XIX века. Молодой француз Эрве Жанкур вынужден покинуть свой дом, оставив на долгие месяцы любимую жену, и отправиться в далёкую Японию за тутовыми шелкопрядами. Но эта поездка становится для него и его семьи роковой. В Стране восходящего солнца молодой мужчина встречается с прекрасной незнакомкой. И, несмотря на то, что эта женщина принадлежит другому, для Эрве она постепенно становится настоящим наваждением. Теперь, ради мимолётной встречи, он готов раз за разом пересекать огромные расстояния и возвращаться в Японию. О том, что разумом и сердцем мужа завладела другая женщина, начинает подозревать Элен, жена Эрве. Но её любовь столь велика, что ради неё она готова не только закрыть глаза на увлечение супруга, но даже сделать всё, чтобы он был счастлив.
Это история о любви, самопожертвовании и поисках истины, которую каждый человек находит в конце своего жизненного пути.
Продолжительность мюзикла «Шёлк»: 2 ч. 40 мин. с одним антрактом.

Путь от идеи до творческого воплощения

Идея поставить спектакль по мотивам книги «Шёлк» родилась у Льва Рахлина около 15 лет назад после прочтения романа. Но, оказалось, что не только его посетила эта мысль. Друг и сокурсник Владислав Пази, также ознакомился с произведением и заинтересовался его постановкой на сцене. Будучи в то время художественным руководителем Театра «Ленсовета» он, несомненно, имел больше возможностей воплотить идею в жизнь. Да и, по словам Льва Рахлина, он немного раньше прочёл роман, что меж друзей также являлось преимуществом. Но, судьба внесла свои коррективы, на 62-м году Владислав Пази ушёл из жизни, так и не успев приступить к постановке.
Последующие годы Лев Рахлин не раз возвращался мыслями к этому роману. Пока не сформировалась идея поставить «Шёлк» на театральной сцене в виде мюзикла, и не появилась возможность эту идею реализовать. Встреча с композитором Иваном Кушниром стала решающей при создании постановки. Музыкантом была написана музыка в совершенно разных стилях. Здесь есть и мелодичные арии по духу чем-то напоминающие романсы, и ритмичные мелодии, близкие по стилю диско. Автором либретто выступил сам режиссёр совместно с Евгением Кубыниным лидером группы «Зимавсегда».
С предложением поставить мюзикл «Шёлк» Лев Рахлин обратился к руководству театра «Мюзик-Холл», где его идея была с энтузиазмом принята. 29 и 30 мая 2019 года в театре прошёл кастинг. В состав трупы вошли Дарья Захаро, Роман Дряблов, Сергей Коровин, Олеся Матакова, Андрей Карх, Константин Китанин, Вячеслав Ногин и другие.

Ария Эрве и Элен «Не молчи» на премьерном показе мюзикла в исполнении Сергея Коровина и Олеси Матаковой

Роль Элен и таинственной незнакомки на протяжении всего спектакля исполняет одна актриса. Этот режиссёрский ход призван подчеркнуть, что две женщины — земная француженка и эфемерное создание в кимоно — несмотря на свои различия, являются любовью одного мужчины. Ответ на вопрос какая из них была для него настоящая, а какая призрачная Эрве найдёт лишь в конце своего жизненного пути.
Постановщиками спектакля было принято решение отказаться от массивных декораций. При помощи сцены-трансформера и визуального ряда действие в одно мгновение переносится из изысканной Франции в таинственную и волшебную Японию.
Хореографами Ириной Голубевой и Екатериной Михайловой поставлены эффектные номера на стыке модерна и акробатики. Это и полные пластики и отточенности движения шелкопрядов, когда действие проходит во Франции, и красивые, грациозные танцы во время путешествия Эрве в Японию. Артистки и артисты за счёт летящих одежд и больших вееров словно парят над сценой, создавая иллюзию птиц, бабочек и распускающихся цветов.

«Танец шелкопрядов» в постановке «Шёлк»

Премьера мюзикла состоялась 18 октября 2019 г. на подмостках театра «Мюзик-Холл». Лёгкая, изысканная и экзотическая, как драгоценная ткань, история, вызвала неоднозначную реакцию Санкт-Петербургской публики. Мнения разделились. Кому-то не хватило в истории целостности и динамики, и постановка не понравилась вовсе, а кто-то, наоборот, с трепетом отнёсся к спектаклю и увидел в нём скрытый философский смысл.

Премьерный показ мюзикла «Шёлк»