Пожалуй, каждому с детских лет знакома повесть-феерия А. С. Грина «Алые паруса». Композитор М. И. Дунаевский и авторы-либретто М. М. Бартенев и А. А. Усачев создали свою версию вечной истории о вере в мечту и любовь.

Создатели мюзикла приблизили сюжет к реальной жизни с её страстями и не самыми приятными историями. Добавили новые сюжетные линии и персонажей. Но основная мысль осталась неизменной — это вера в любовь и в исполнение мечты.

Сюжет мюзикла «Алые паруса»:

В небольшом сером городке живёт со своим отцом девочка Ассоль. Однажды сказитель Эгль рассказывает ей историю об отважном моряке, который приплывёт за ней под алыми парусами. Маленькая Ассоль верит старику и, несмотря на насмешки и издёвки окружающих, проносит свою мечту сквозь года.

Продолжительность постановки: 2 часа 20 минут с антрактом.

История создания:

Идея создания мюзикла принадлежит знаменитому композитору М. И. Дунаевскому, знакомому нам по музыке из «Д’Артаньян и три мушкетёра», «Летучий корабль», «Карнавал», «Мэри Поппинс, до свидания».

Вдохновила композитора на создание мюзикла дочь друга, тогда ещё тринадцатилетняя Александра Шерлинг. Воодушевлённый талантом девочки М. И. Дунаевский, всего за трое суток создал музыку из 30 номеров. Стихи и либретто были написаны известными писателями М. М. Бартеневым и А. А. Усачевым.

Первый показ мюзикла состоялся 24 января 2010 г. на сцене Московского театра «РАМТ», где он идет и сегодня. Постановка была хорошо принята зрителями и получила высокую оценку критиков. Но это был скорее спектакль с музыкальными номерами или, как его ещё называют, «антимюзикл». Главные роли исполнили драматические актёры. А режиссёр Алексей Бородин сделал акцент на сюжет, а не на музыкальную составляющую постановки.

Версия мюзикла «Алые паруса» театра «РАМТ»

И всё же, М. И. Дунаевский задумывал своё детище, как мюзикл. А, потому, в 2011 году композитор принимает решение о создании новой версии «Алых парусов» в стиле «музыкальной поэмы» для «Свердловского театра музыкальной комедии». Именно этот вариант лег в основу всех дальнейших постановок. Премьера мюзикла прошла при полном аншлаге 27 мая того же года. «Алые паруса» получили положительные отзывы критиков и были номинированы на премию «Музыкальное сердце театра».

Версия Пермского театра «Театр-Театр», Ария Ассоль «Кораблик мой плыви»

Но настоящую славу мюзиклу принесли версии Пермского театра «Театр-Театр» и Новосибирского театра «Глобус». Обе постановки были отмечены национальной премией «Золотая маска» за «лучшую работу режиссера в мюзикле».
Именно после Пермской и Новосибирской постановок мюзикл получил широкую известность по всей стране. В 2019 году «Алые паруса» идут в виде репертуарных спектаклей в 18 театрах страны.

Версия Новосибирского театра «Глобус». Встреча Ассоль и Грея

Разные взгляды на одну историю:

Стоит отметить, что все театральные постановки на музыку М. И. Дунаевского разительно отличаются друг от друга. Главное их отличие в режиссёрских решениях, в видении и отношении к рыбацкому городку, в котором живет Ассоль.

Режиссёр московского театра «РАМТ» Алексей Бородин создал мрачную и ржавую Каперну с её злыми, грубыми, давно уже уставшими от жизни жителями. Рыбацкий городок — это современный, жестокий мир в котором нет места девочке-мечтательнице. На протяжении всего спектакля на сцене набирает мощь атмосфера безрадостности и бессмысленности жизни. Но «Алые паруса» не назывались бы так, если бы в финале Ассоль не дождалась бы своего Грея. И, как финальная точка истории: развивающиеся над всем залом алые паруса, словно метафора того, что у каждого из нас есть мечта, которая если не сдаваться обязательно сбудется.

Версия театра «РАМТ» Рамиля Искандер в образе Ассоль

Видение Бориса Мильграма, режиссёра пермского театра «Театр-Театр», также не отличается яркостью красок. В его постановке образ рыбацкой городка и жителей гиперболизирован до предела. Моряки и их жёны здесь — жестокая, злословящая толпа в одинаковых нарядах. Отдельный образ — женщины Каперны, выразительные в своей вульгарности и безобразности. А волны, в которые бросается мать Ассоль, Мэри — безликие фигуры в чёрных пачках с масками — «чулками». Также, стоит упомянуть и об основном элементе сценографии, созданном Виктором Шилькротом. Разнокалиберные серебристые металлические трубки, подобно волнам двигаются по сцене и, благодаря великолепной работе со светом, создают ощущение бликов солнца на холодной водной глади. Весь постановочный мир пропитан атмосферой безрадостности и депрессии. Здесь Ассоль с её мечтой о Грее действительно кажется сумасшедшей. Но даже этому миру не чужды чудеса. Алые паруса, подобно явлению небес, раскрываются над головами героев.

Постановка «Театр-Театр», день рождения Ассоль

А, вот, мюзикл новосибирского театра «Глобус» по атмосфере совсем иной. Вся постановка пропитана праздничным настроением. На сцене плещется виртуальное море, идёт настоящий дождь, сверкает свет маяка. Да и сам рыбацкий городок режиссера Нины Чусовой светлый и очень уютный. Его жители производят впечатление не озлобленных «уставших от жизни людей», а этаких весёлых прожигателей жизни. И, пусть и называют сумасшедшей Ассоль, но в финале искренне радуются, что мечта девушки исполнилась. Да и сама героиня здесь кажется не блаженной, а просто другой, «не такой как все». Фрегат в этой постановке выплывает на сцену в клубах тумана с развевающимися на ветру алыми парусами.

Веселящаяся толпа в версии театра «Глобус»

Своё, отличное от других видение, представили московские постановщики студии «Шоу Консалтинг» и компании «Русский мюзикл». Специально для их версии была переаранжирована музыка, которая теперь стала представляться в стиле симфо-рока. Режиссер Дмитрий Белов смешал несколько эпох в одну и перенес действия спектакля в мир фэнтези. Массивные декорации Глеба Фильштинского в течении всего спектакля трансформируются из одного интерьера в другой, перемещая зрителя, то в старый трактир Меннерса, то в тесный и маленький домик Лонгрена и Ассоль, то на причал. Вся обстановка и костюмы выдержаны в стиле стимпанк. Роли морских стихий исполняют акробаты-танцоры. На контрасте мрачных жителей рыбацкого городка с их пронизывающе-гнетущей атмосферой, явственно выделяется мечтательница-Ассоль. Совершенно чуждая этому миру девушка кажется неземным созданием.

Эгль в исполнении Антона Арцева в стимпанк версии 2013 г.

В постановке Светланы Горшковой 2015 г. (московский театр «Русская песня»), также нашлось место необычным режиссёрским решениям. Массивные декорации в мюзикле сменились акробатическими номерами и большими качелями, которые помимо визуальной нагрузки, несут смысловую и призваны символизировать сомнения главных персонажей. Отказ от громоздких элементов оформления дал артистам больше простора на сцене, что позволило им ярче и четче раскрыть образы персонажей. Да и сама атмосфера мюзикла, благодаря смене декораций и костюмов, тоже полностью изменилась, стала светлей и добрей.

Участник проекта «Те, кто мы есть» Кирилл Гордеев исполнил роль Грея в двух версиях московских постановок.
Авторы мюзикла существенно сократили сюжетную линию персонажа и отошли от образа каноничного героя из повести А. С. Грина. Здесь Грей давно уже не влюблённый в море романтик, а искушенный жизнью капитан. Из глубокой, пронзительной арии «Вот и всё, утонули дельфины» становится понятно, что герой давно уже отчаялся найти «жемчужину», в поисках которой провел всю свою юность. И, как часто бывает, когда совсем не ждал, он встретил её, свою мечту.

Финальная песня «На крыльях алых парусов», версия мюзикла 2015 года, главные роли исполняют Кирилл Гордеев, Ольга Ажажа, Антон Арцев

В январе 2019 года, спустя два с половиной года после закрытия, «Алые паруса» вновь вернулись в Москву. Обновлённая версия постановки и сегодня идет в КЦ «Москвич». По своему стилю и духу — это всё те же московские «Алые Паруса» 2015 г.