Мюзикл в России имеет совсем недолгую историю. Бродвейские формы и методы постановки мюзикла стали применяться начиная с 1999 года. Мюзиклы «Метро», «Норд-Ост», «Нотр-Дам де Пари», «Чикаго», «Кошки», «Призрак оперы» ворвались на российский мюзикловый рынок (зарождающийся!) и шли с разной степенью успеха. Постепенно жанр мюзикла в нашей стране стал развиваться, приобретая своих преданных поклонников. Неудивительно, что со временем мюзикл в России «примерил» не менее успешный мировой формат концертных версий.

На фото Микеланджело Локонте в концертной версии мюзикла Mozart, l’opéra rock. Le Concert. Концертная площадка Crocus City Hall, Москва, 2013. Источник информации geometria.ru

Концертная версия мюзикла — находка для зрителя. Ведь что такое концертное исполнение? Это упор в первую очередь на вокал, на активное общение артистов с публикой. В концерте многое зависит от артиста, его энергетики и таланта: зрители не могут это игнорировать и охотно вовлекаются в процесс! Как правило, на сцене исполняются песни оригинала, но с ограниченным набором костюмов и декораций. Это могут быть и более простые версии костюмов или отсутствие декораций обстановки, но с использованием внутренних атрибутов, задействованных в оригинальной постановке.

Несколько раз в Москву привозили концертную версию известного французского мюзикла Mozart. L'opera Rock. Гениальное творение французских авторов Дова Аттья и Альбера Коэна собирало полные залы. В концертной версии (без оригинальных декораций и полноценной труппы актеров) звучали классические композиции 18 века в сочетании с ударными инструментами и электрогитарами. «Золотой состав» артистов оригинального мюзикла охотно общался с залом и был очень тепло принят публикой.

Если посмотреть на мюзиклы во временном разрезе, то можно заметить, что у них достаточно долгий жизненный цикл. С течением времени может измениться актерский состав, количество или качество песен и даже элементов сценария, т.е. постоянно происходит живой подвижный процесс становления. Уже существующий мюзикл можно постоянно дополнять новыми «фишками», ориентироваться на запросы общества и смещать акценты. Мюзикл может трансформироваться долгие годы. Например, в венской постановке мюзикла «Рудольф» в 2009 году изменили музыкальные аранжировки, заменили сценографию и музыкальное сопровождение финала, сюжет также претерпел изменения. Для европейской постановки мюзикла «Дракула» изменили сюжет, сделав его более похожим на Дракулу Брэма Стокера, и написали несколько новых песен (2005 — 2007 гг). А в мюзикле «Шахматы» после 1991 года убрали столь явную параллель с «холодной войной»: мир поменялся, и мюзикл — тоже.

Мюзикл CHESS в постановке Английской национальной оперы, фото: Brinkhoff/Moegenburg

Концертная же версия позволяет сконцентрироваться на драматургии конкретных персонажей, на музыке, в конце концов. В нейтральной обстановке мюзикл обретает свободу как раз посредством музыки. Песни являются основой, объединяющей мюзикл и его концертные версии — это единственное, без чего они по определению не могут существовать. Такие постановки не бывают скучными и неинтересными. Ведь никто не отменяет активного действия на сцене и режиссерских замыслов. Наоборот, мюзикл приобретает динамику и мобильность, а в некоторых случаях дополнительную камерность.

В 2012 году хоровой коллектив Минина представил концертную версию мюзикла Wonderful Town композитора Леонарда Бернстайна в Большом зале Московской консерватории. Вместе с Хором Минина и Госоркестром имени Е.Ф. Светланова в концерте приняли участие бродвейские и европейские звезды мюзикла и оперы: Kim Criswell, Zachary Halley, Sebastien Lemoin, Vincent Ordonneau, Leroy Villanueva.

Концертная версия мюзикла Wonderful Town композитора Леонарда Бернстайна в Большом зале Московской консерватории, 2012. Источник информации choir.ru

В марте 2018 года в Государственном Кремлёвском Дворце прошли показы знаменитого мюзикла Эндрю Ллойд-Уэббера «Призрак Оперы» в концертной версии. В концертах принимал участие большой симфонический оркестр.

Благодаря концертной версии, поклонники жанра могут услышать не только хорошо узнаваемые композиции, но и познакомиться с новыми произведениями.

Шагреневая кожа

Например, 7 сентября 2019 года в Санкт-Петербурге пройдет премьера концертной версии нового мюзикла «Шагреневая кожа» по роману Оноре де Бальзака. Мюзикл представит творческое объединение «Те, кто мы есть».