Мюзикл «Норд-Ост» по мотивам приключенческого романа Вениамина Каверина «Два Капитана» стал первым российским мюзиклом мирового класса. Создатели были уверены, что «Норд-Ост» не сойдет со сцены долгие годы, но жизнь уготовила мюзиклу совсем иную судьбу.

Мюзикл «Норд-Ост». Источник информации www.filurin.ru

В середине 90-х годов творческий дуэт Георгия Васильева и Алексея Иващенко загорелся идеей создать собственный мюзикл, который не уступал бы по своей зрелищности и качеству бродвейским постановкам. К этому моменту, страна уже увидела революционный мюзикл «Метро», который был куплен у польских коллег и затем перенесен на российскую сцену. А вот полностью отечественного мюзикла с использованием технологий, применяемых при постановке подобных представлений на Бродвее (США) и Вест-Энде (Великобритания), не было. Ради его создания Васильев и Иващенко отправились на стажировку в компанию успешного британского театрального продюсера Кэмерона Макинтоша. Именно Макинтошу современная культура обязана такими постановками как «Отверженные», «Кошки», «Призрак оперы».

Работа над созданием «Норд-Оста» велась с 1998 года: писались либретто и музыка, разрабатывалась концепция. Георгий Васильев и Алексей Иващенко были и композиторами, и либреттистами, и режиссерами. В итоге «Норд-Ост» вышел ярким, технически сложным шоу, которое очень нравилось зрителю. Премьера прошла в октябре 2001 года в переоборудованном Дворце культуры Московского подшипникового завода. Подвижные декорации, потрясающая игра актеров, садящийся прямо на сцену самолёт-бомбардировщик и вскрывающийся ледяными торосами поворотный круг сцены, в центре которой возникал нос шхуны, нашедшей свой последний причал в арктических водах, производили на зрителей неизгладимое впечатление. Бродвейская модель театра предполагала ежедневные показы и «Норд-Ост» шел каждый день в течении года. Каждый спектакль сопровождался неизменным аншлагом. Мюзикл получил одну из самых престижных национальных театральных премий «Золотая Маска».

Мюзикл «Норд-Ост». Источник информации www.filurin.ru

В 2002 Иващенко, Васильев и ведущие актеры «Норд-Оста» летали на Северный полюс, чтобы как можно больше прочувствовать Каверинскую атмосферу.

Газета «Известия» писала: «Это день рождения театральных режиссеров, уверенно владеющих и сценическим пространством, и условностью жанра, до сих пор нам не поддававшегося — Иващенко и Васильева. Так вообще-то не бывает, но так случилось. Спектакль вышел сюжетно напряженным, в нем сильные и яркие характеры, в нем музыкальные диалоги, за которыми следишь, как за детективом».

Но всё оборвалось в октябре 2002 года, когда в здание театра во время представления ворвалась группа вооружённых чеченских боевиков.

Георгий Васильев и Алексей Иващенко в этот момент работали в звукозаписывающей студии. Поняв ситуацию, Георгий Васильев отправился в зрительный зал, где провел все дни захвата, а после штурма очнулся уже в больнице. Алексей Иващенко пошел в служебные помещения, к артистам и обслуживающему персоналу и позднее с большинством актёров спектакля покинул захваченное помещение.

Операция по освобождению закончилась гибелью шестой части заложников, не от пуль, а от неизвестного газа, который в преддверии штурма пустили в зал… Погибло 130 человек из числа заложников (по утверждению общественной организации «Норд-Ост», погибли 174 человека). Из команды «Норд-Оста» погибли семнадцать человек, в том числе двое юных актеров труппы, игравших главных героев в детстве — Арсений Куриленко и Кристина Курбатова, девять человек из оркестра, четверо из службы зала, один — из технической службы, продавец сувенирной продукции. Также погиб Александр Карпов — писатель, бард, переводчик, художник, автор переводов с английского художественной литературы и мюзикла «Чикаго».

Георгий Васильев и Алексей Иващенко объявляют о прекращении показа мюзикла "Норд-Ост". 2003 г. Источник информации www.svoboda.org

После случившегося попытки восстановить мюзикл «Норд-Ост» не увенчались успехом.
Премьера восстановленного «Норд-Оста» прошла в том же здании в феврале 2003 года, но уже в мае его закрыли: спектакль преследовали финансовые трудности и негатив в СМИ.
Была подготовлена передвижная версия мюзикла для гастрольного тура по 17 крупным городам России. Ряд театров отказывались принимать мюзикл в самый последний момент и разрывали договор в одностороннем порядке. И после нескольких спектаклей в Москве, Нижнем Новгороде и Тюмени гастрольный тур был прекращён.

В интервью радио «Свобода» в 2018 году Алексей Иващенко сказал: «Про спектакль могу рассказывать часами, про теракт – нет. Честно говоря, на эти вопросы давно уже не отвечаю. Конечно же, жизнь разделилась на до и после. Потому что более такого значительного и серьезного события я не могу вспомнить и представить. Это коснулось и меня, и моих друзей, и близких. Но это и прекраснейшие воспоминания о том годе, который мы прожили в этом спектакле, совершенно удивительном...»