В конце 90-х годов в России случилось, казалось бы, невозможное. В Московском театре оперетты впервые поставили мюзикл. Он полностью отвечал всем законам этого жанра. Это был мюзикл «Метро», стоивший огромные по тем временам 1,2 млн долларов.

Мюзикл «Метро». STUDIO BUFFO. Польша

До мюзикла «Метро» в России ставили преимущественно музыкальные спектакли, оперетты и водевили. Звуки бродвейских постановок доносились до советского, а потом и российского слушателя. Но русского мюзикла, поставленного по бродвейским канонам, в нашей стране не существовало.

Мюзикл «Метро» полностью купили у польских коллег: либретто, партитуру, режиссуру и авторский присмотр над результатом. Так поступали во всем мире. Россия — впервые.

В «Метро» основной упор был сделан на вокальные партии, усиленные драматургией, хореографией и элементами визуального шоу. За сценарий и режиссуру отвечал Януш Юзефович, музыка композитора Януша Стоклоса, а либретто и тексты песен написали телевизионные журналисты Агата и Марына Миклашевские. Авторами российской версии стали поэт и сценарист Юрий Ряшенцев (его песни звучат в к/ф «Д’Артаньян и три мушкетера», «Остров погибших кораблей», «Веселая хроника опасного путешествия», «Рецепт ее молодости», «Гардемарины») в соавторстве с либреттистом Галиной Полиди.

Российская постановка мюзикла «Метро»

Сюжет мюзикла прост: молодые и талантливые ребята, не прошедшие кастинг, ставят свой собственный спектакль прямо в подземке и добиваются успеха. В дальнейшем им предстоит сделать правильный выбор в жизни и творчестве. Но возможен ли верный выбор в шоу-бизнесе?

История оказалась очень искренней и понятной зрителям. Это рассказ о поисках, выборе, талантах, деньгах, предательстве и любви. Создатели мюзикла «Метро» намеренно не пригласили в труппу уже состоявшихся звезд. Благодаря открытому кастингу, российские зрители впервые услышали известные сейчас имена: Антон Макарский, Светлана Светикова, Теона Дольникова и т.д.

Польский режиссер Януш Юзефович мечтал поставить мюзикл о жизни его поколения, о молодежи. К моменту выхода постановки в России, мюзикл долгое время шел в Польше, был невероятно популярен во многих странах мира. Премьера мюзикла прошла в 1991 г. в Драматическом театре в Варшаве.

В 1992 году мюзикл и вовсе показали в театре Minskoff на Бродвее и номинировали на престижную американскую премию Tony Award.

Мюзикл «Метро». STUDIO BUFFO. Польша

К сожалению, добиться оглушительного успеха на Бродвее мюзиклу не удалось. Спустя всего 10 дней после премьеры и 13 отыгранных спектаклей (и 24 предпремьерных), мюзикл закрыли. Зрительный зал заполнялся в среднем только на 30 процентов, а прибыль составила чуть более 360 000 долларов. Провал связывают с многочисленными интервью Юзефовича и продюсера мюзикла Виктора Кубяка, в которых последний обещает показать «...Америке, как создается Бродвей»!

А вот на русскую версию мюзикла «Метро» было сложно купить билеты. Московская постановка «Метро» 1999 года получила две национальные премии «Золотая маска» за лучшую режиссерскую работу и лучший мюзикл. Оригинальный сюжет, в сочетании с профессиональной режиссурой и сценическими спецэффектами, способствовали огромному зрительскому интересу. Мюзикл называли не иначе как первым настоящим российским мюзиклом и показывали во многих городах России.

Российская постановка мюзикла «Метро»

Уже после революционного «Метро» в нашей стране поставили первый полностью отечественный мюзикл. Им стал мюзикл «Норд-Ост» по роману Вениамина Каверина «Два капитана». Появились адаптированные зарубежные постановки мюзиклов «Чикаго» и «Нотр-Дам де Пари», но самым первым был мюзикл «Метро».

Его до сих пор можно увидеть в Польше.

Сегодня создатели мюзикла в интервью объясняют, что сами не до конца понимают феномен созданного ими шоу и никогда не предсказывали мюзиклу «Метро» такую интересную судьбу.

А совсем недавно объявили, что в 2020 году польская труппа посетит Москву . Они впервые за время существования постановки представят оригинальную версию российским зрителям. Увидеть мюзикл «Метро» в России можно будет 6 и 7 апреля на сцене «Крокус Сити Холл».