Необычный и успешный мюзикл поставлен театром «Deaf West» в 2015 году. Он носит название «Spring awakening», то есть «Весеннее пробуждение». Оригинальная постановка мюзикла с 2006 года шла на Бродвее и сумела получить восемь премий «Tony Award»-2007. 

Статуэтка в категории «Лучший мюзикл» тоже досталась именно этому спектаклю. Чем же так интересно новое прочтение старого мюзикла?

Версия мюзикла исполняется на американском и английском жестовых языках. И произвела колоссальное впечатление на американских зрителей. Режиссер мюзикла Майкл Арден, хореограф Спенсер Лифф.

В мюзикле принимают участие как слабослышащие актеры, так и слышащие. Они пользуются языком жестов, чтобы донести зрителю не только содержание, но и передать страх, боль и отчаяние героев истории. В мюзикле поднимаются остросоциальные темы Германии XIX века, например, сексуальное взросление или взаимоотношения с родителями. Герои остаются неуслышанными в прямом и переносном смысле слова, оставаясь непонятыми близкими людьми.

Сцена из постановки мюзикла «Весеннее пробуждение». Источник изображения: www.nytimes.com

 В профессиональном театре «Deaf West» идут и другие постановки с участием слабослышащих людей. Он функционирует с 1991 года и активно интегрирует в свои спектакли жестовый язык. Жестовое пение выглядит по-настоящему театрально и музыкально. Оно обладает своей энергетикой и экспрессией. 

В России также есть опыт интеграции в мюзиклы языка жестов. Слабослышащие актеры входят в состав театральных трупп, выступают на театральных подмостках и концертных сценах.

Это любопытно!

Российская актриса мюзиклов Вера Свешникова освоила язык жестов, чтобы лучше понимать слабослышащих коллег. Музыкальный талант и знания, помогли певице «увидеть» музыку. В концертах творческого тандема «Те, кто мы есть» часто исполняются парные дуэты со слабослышащими актерами. 

В постановке мюзикла «Оскар и Розовая дама» Вера Свешникова вышла на сцену в роли души Пегги Блю, а также стала креативным продюсером проекта. Это пример прекрасного совместного проекта слышащих и слабослышащих артистов. 

Были разработаны основы взаимоотношений мюзикловых и слабослышащих артистов на одной сцене. Это стало возможным благодаря работе преподавателя жестового пения, либреттиста и продюсера Татьяны Федосеевой, Ислама Бохера и Анастасии Морозовой (творческий коллектив «Поющие сердцем»). Совместно с Верой Свешниковой они сделали очень много для нового и развивающегося жанра.

На фото: Кирилл Гордеев, Ислам Бохер, Вера Свешникова и Анастасия Морозова.

Вера Свешникова:«Работа на одной площадке с Анастасией и Исламом – невероятно интересный опыт, позволивший мне понять, что для того, чтобы петь, не нужно уметь говорить или слышать. Мы открыли путь к созданию совместных проектов, которые заставляют зрителя плакать и сопереживать, ощущая на себе чистую магию жестов!»

Слабослышащие актеры мюзиклов буквально проживают действие на сцене, они искренни и душевны. Находясь в зрительном зале, забываешь, что артист не слышит, начинаешь чувствовать и видеть совсем другую, недоступную ранее, красоту. 

В различных постановках в России и странах СНГ с использованием жестового пения участвуют и многие известные музыкальные группы. Например, в мюзикле «Оскар и Розовая Дама. Письма к Богу» в Брянске звучат композиции группы «АукцЫон». На Украине музыкальное оформление постановки осуществила группа «Океан Ельзи».